Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Терминал, ты не прав!

Как известно, в мире нет ничего совершенного, и автоматы по оплате услуг - не исключение. На них часто жалуются потребители. Их претензии касаются скрытой информации о комиссионных сборах, а также отказе автоматов выдавать сдачу. В редакцию нашей газеты обратился потребитель, которого обманул терминал на Витебском вокзале.

НАУЧИТЕСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АВТОМАТОМ!

Евгений живет в г. Пушкине, а работает в Петербурге, поэтому ежедневно пользуется электричкой, покупая билеты в кассах Витебского вокзала. 28 сентября он, как обычно, возвращался с работы, но, увидев в кассах большие очереди, решил воспользоваться установленным здесь же терминалом.

При покупке билета он ошибочно указал пункт назначения «Купчино» вместо станции Детское Село, однако уже опустил в банкомат 20 рублей - стоимость билета до Детского Села. Но операцию «Купить билет» не включил, вовремя обнаружив свою ошибку. Когда он попытался ее исправить и поменять станцию назначения, автомат сообщил, что деньги не возвращает, и потребовал доплатить еще 12 рублей, чтобы выдать покупателю ненужный ему билет до Купчина. Надпись на табло гласила: «Вы потеряете свои деньги, если выполните эту функцию». Так, гражданин не получил возможность вернуть свои деньги, хотя саму сделку еще не совершил.

Редакция связалась с Северо-Западной пригородной пассажирской компании (ОАО СЗППК). В письменном ответе на наш официальный запрос сообщается, что «при оформлении проездного документа через терминал самообслуживания на экране терминала отображается каждое действие, заданное пассажиром. Таким образом, перед нажатием кнопки «Купить» а также внесением денежных средств пассажир может проверить правильность заданных им реквизитов билета».

Собственно, это Евгений и сделал. Проверил, но убедился, что ошибся. Хотя деньги он уже внес, однако функцию «Купить» не осуществил. Как оказалось, автомат не разделяет эти два действия, считая, что, внеся деньги, пассажир уже автоматически что-то покупает. Однако это не так. По Закону «О защите прав потребителя» сделка считается осуществленной только в том случае, если человек приобрел купленную вещь или получил услугу. А Евгений свой билет не получил. И не имел возможности это сделать, не теряя при этом своих денег.

Из ответа начальника пассажирской службы ОАО «СЗППК» Ю. Ю. Коржиковой неясно, случился ли в автомате сбой или функции «отмены ошибочного действия» при внесении денег вообще не существует. Но зато сказано, что «в случае возникновения затруднений (сбоев) при работе с терминалом самообслуживания пассажиры могут обратиться в любое кассовое окно для вызова ответственного работника, который обязан принять от пассажира заявление установленной формы на возврат сдачи, не выданной терминалом». Потребитель так и поступил, обратившись за помощью к сотруднику вокзала. Однако вместо вызова ответственного работника услышал два совета: «Научитесь пользоваться автоматом!» и «Звоните в службу поддержки».

ХИТРОСТЬ ИЛИ НЕДОРАБОТКА

Евгений сообщает, что система возврата денег в автоматах предусмотрена, но только в том случае, если все действия выполнены правильно. Автомат возвращает сдачу, если внесенная сумма денег больше требуемой. А если меньше - то оставляет себе. Что это: хитрость или недоработка? Хочется надеяться, что второе, тем более что представитель ОАО «СЗППК» сообщает, что «в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении конструктивных изменений для улучшения работы терминалов самообслуживания». А в планах компании - «увеличение набора функциональных возможностей и дополнительных услуг», в частности, появится возможность приобретать в автоматах не только разовые, но и абонементные билеты.

Остается пожелать пассажирам внимательнее изучать пошаговую инструкцию для оформления проездного документа, чтобы не попасть в денежную ловушку, как это произошло с Евгением из г. Пушкина. Из ответа ОАО «СЗППК» следует, что инструкция появляется в информационном окне после нажатия кнопки «Справка». А если произошла ошибка и вам не вернули деньги, требуйте встречи со старшим кассиром и пишите заявление о возврате денег. Если и это не поможет, обращайтесь в редакцию «ПК».

Подобных обращений, свидетельствующих о плохой работе терминалов, могло быть больше, но из-за небольших сумм люди, скорее всего, не хотят терять время и портить себе нервы. Евгений поделился своим горьким опытом с одной единственной целью: чтобы подобная ситуация не повторилась с другими пассажирами. И правильно сделал. Только обращая внимание на подобные недостатки, можно заставить продавцов товаров и услуг уважать права потребителей.

Дина ЛОВЕЙКО