Не успела закончиться продолжившая традиции «Российского фермера» выставка-ярмарка «Агрорусь», как сразу подряд два других праздника для потребителей пришли в город на Неве – «Молочный фестиваль» и «Праздник хлеба».
Второй по счету «Молочный фестиваль» по размаху уступил прошлогоднему. По различным причинам в празднике не приняли участие «Хладокомбинат №1» и «Пискаревский молочный завод» – одни из лидеров по продажам мороженого и молока в Петербурге. Не было среди участников и новгородского «Лактиса» с полюбившейся многим торговой маркой «Снежок». Зато петербуржцы смогли познакомиться с продукцией доселе неизвестного предприятия из Великого Новгорода – «Демянского молочного завода» (Торговая марка – «Селигерская росинка»).
Статус фестиваля также не был высоким. Если в прошлом году в его открытии приняли участие губернатор Владимир Яковлев и вице-губернатор Сергей Ветлугин, то в этом году фестиваль был открыт первым заместителем Ветлугина Александром Иванниковым. Однако особо на настроение публики это не повлияло – артист Геннадий Ветров блестяще справился с ролью ведущего фестиваля. Смех и улыбки толпы на площади Островского означали, что свою задачу организаторы выполнили.
Изготовители, развернувшие свои стенды и палатки вокруг Екатерининского садика, по-разному подошли к решению задачи продвижения своей продукции на фестивале. «Петрохолод», например, сделал ставку на торговлю, и, по словам заместителя директора предприятия Владимира Степанова, за два часа от глазированных сырков не осталось и следа. Другие изготовители, избравшие тот же «кратчайший путь» к желудку потребителя, также окупили свое участие в празднике. Например, выручка совхоза «Приневское» в два- три раза превысила затраты на аренду торгового места.
Другую тактику продвижения своей торговой марки избрали для себя главные спонсоры фестиваля – «Петмол» и «Севзапмолоко». Рядом с основной сценой фестиваля «Молочный комбинат №1 Петмол» организовал свою, альтернативную. Задача культурной программы «от Петмола» заключалась в воздействии не на взрослых, уже сформировавших свои вкусы потребителей, а на тех, кто не так давно еще потреблял материнское молоко, но еще не успел определиться в выборе нового «поставщика» этого продукта. Кукольный театр, хороводы, конкурсы и розыгрыши – вот что поставил во главу угла на фестивале отдел маркетинга и рекламы «Петмола». По словам его начальника Ильи Григорьева, нельзя жить только сегодняшним днем, уже сегодня надо бороться за будущих покупателей и завоевывать их доверие.
Ярким пятном на фестивале стала настоящая корова, чье молоко после дойки мог попробовать каждый желающий. Буренка, «работавшая» на стенде ОАО «Севзапмолоко», как нельзя лучше символизировала натуральность и свежесть продукции, выпускаемой под торговой маркой «Добрый фермер». Правда, как заметил президент концерна Игорь Подлипенцев, оценить качество продукции из Ленинградской области смогло не так много петербуржцев, как хотелось бы: практически не было рекламы фестиваля в прессе, и поэтому многие любители молока не пришли на площадь Островского.
В отличие от «Молочного фестиваля» «Праздник хлеба», который пройдет в нашем городе 13 сентября в четвертый раз, обещает быть более зрелищным. Объясняется это и тем, что хлебопеков в Петербурге все-таки больше, чем молочников. Организатором праздника традиционно выступил Институт последипломного образования и повышения квалификации руководящих работников и специалистов пищевых предприятий России «Государственный центр «Хлеб» совместно с администрацией С.-Петербурга и Ассоциацией «Хлебопеки С.-Петербурга». Генеральным спонсором праздника стал «МДМ Банк С.-Петербург».
Особенным праздник будет еще и потому, что сразу два предприятия отрасли в этом году отмечают свои юбилеи. Пользуясь случаем, редакция «ПК» поздравляет генерального директора Юрия Селезнева и его коллектив с 90-летием ОАО «Пекарь», а также генерального директора Игоря Карпенко и его коллектив с 70-летием ОАО «Хлеб».
Сентябрьские встречи потребителей и изготовителей на площади Островского стали уже хорошей традицией для Петербурга. И важны они прежде всего тем, что именно во время такого неформального общения «без посредников» потребитель может сделать свой осознанный выбор в пользу той или иной торговой марки, определив поставщика стола своего потребительского величества на год, на два, а может, и навсегда. С другой стороны, изготовители, принимая участие в подобных фестивалях и праздниках, демонстрируют тем самым не только свою открытость, но и желание соответствовать самым строгим запросам покупателей.
Так уж совпало, что и «Молочный фестиваль», и «Праздник хлеба» проходят в преддверии выборов губернатора С.-Петербурга. Выбор продуктов питания, так же как и выборы губернатора, кажется простым делом только на первый взгляд. И в том и в другом случае потребитель (он же избиратель) сталкивается с рекламными технологиями, и подчас не всегда честными.
Поэтому накануне выборов кандидата на пост губернатора С.-Петербурга желаю нашим читателям не ошибиться 21 сентября на избирательных участках, а также всегда делать выбор, основанный не только на рекламных обещаниях и лозунгах, но и на рекомендациях экспертов и личном опыте.