Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Страсти по салатам

Название «салат» настолько нежное и приятное на слух, что страсти по нему, на первый взгляд, могут разгораться только в желудке голодного потребителя в предвкушении этого изысканного блюда. На самом деле, как выяснилось в ходе проверки Центром Госсанэпиднадзора в С.-Петербурге соблюдения санитарных норм и правил на предприятиях-изготовителях и в торговле, страсти по салатам могут кипеть в желудке по разным причинам. И голод – только одна из них.

А вот другая – это несоответствие салатной продукции микробиологическим нормам. Именно такой вердикт был вынесен в июле этого года санитарными врачами Петербурга в отношении целой трети (33,9%) предприятий – изготовителей салатов, включая торговые организации, лихо освоившие в последнее время производство не только салатов, но и разнообразной кулинарии. Еще более удручающие выводы сделали сотрудники санэпидслужбы в отношении объектов торговли, торгующих «привозными» салатами, и предприятий общественного питания. Добрая половина продукции этого сектора рынка (49% от числа исследованных проб салатов) не соответствовала санитарным требованиям по микробиологическим показателям.

Обобщенные итоги салатного рейда были изложены в письме на имя нашей редакции за №13-08-15-431 от 31.07.2003 г., подписанном главным государственным санитарным врачом по Санкт-Петербургу В.И. Курчановым. В письме, текст которого мы приводим ниже полностью, изложена ситуация, зафиксированная санитарными врачами на момент выявления нарушений. Однако опубликовать это письмо спустя две недели, не выяснив, устранены ли допущенные нарушения, или нет, с нашей стороны показалось некорректным по отношению к тем предприятиям, которыми «были приняты меры» и чья продукция на сегодняшний день уже соответствует всем необходимым санитарным требованиям.

В этой связи выборочно мы решили обратиться к нескольким фигурантам данного письма с целью выяснить: можно ли, упоминая теперь о них, перед словом «нарушитель» поставить приставку «экс», или нет? И вот здесь «страсти по салатам» приняли новый оборот: реакция предприятий на наш запрос оказалась разной: от демонстрации желания открытого, честного диалога с потребительским изданием до негодования по поводу предстоящей публикации итогов салатного рейда и даже обвинения в попытке опубликовать недостоверные и непроверенные данные.

Один из лидеров салатного бизнеса в Петербурге ООО «Влад» предоставил «ПК» пакет документов, свидетельствующих о том, что буквально через несколько дней после вынесения постановления о закрытии производства салатов районная СЭС, после устранения всех замечаний, вновь зажгла «Владу» «зеленый свет». Строго в соответствии с предписанием изготовитель заменил поставщиков сырья (майонеза, куриных окорочков, крабовых палочек, ветчины, колбасы), провел генеральную уборку всех помещений с дезинфекцией, промаркировал инвентарь, задействовал вентиляцию в горячем цехе и т.д. По словам Натальи Калягиной, директора отдела продаж ООО «Влад», летний период для предприятия – самый сложный, однако сейчас потребителям больше не о чем беспокоиться: протоколы лабораторных исследований ЦГСЭН в С.-Петербурге подтвердили соответствие проб салатов санитарным нормам.

ЗАО «Лэнд» своим письмом № 351 от 11.08.03 в адрес «ПК» подтвердило, что 18.07.03 из-за высокой температуры окружающей среды было выведено из строя холодильное оборудование, в связи с чем санэпидслужбой производство салатов было приостановлено. Однако, по словам начальника производства Татьяны Алферовой, с 25.07.03, после устранения нарушений и выполнения рекомендованных мероприятий, салатный цех полностью соответствует СанПиН 2.3.2.1078-01.

А вот ООО «Фирма «Ульянка» порадовать своих потребителей салатами собственного изготовления сможет разве что осенью. Как сообщила «ПК» письмом б/н от 11.08.03 заведующая производством Татьяна Кузнецова, в связи с несоответствием проб салатов санитарным нормам цех будет закрыт до конца лета, а в настоящее время «подготовлен комплекс мероприятий по изменению технологии производства, улучшению условий хранения сырья и готовой продукции. Пересмотрены договорные отношения с поставщиками, введены требования к контролю качества поступающего сырья. Закуплены и установлены бактерицидные лампы для непрерывной обработки производственных помещений». Универсам сделал выводы, принял меры, и это отрадно. Остается пожелать ООО «Фирма «Ульянка» скорейшего «выздоровления» и соответствия всем санитарным нормам долгие лета.

К сожалению, два из посланных запросов – в магазин «Лента» ООО «Пионер» и ООО «Питерское» – остались без ответа.

Впрочем, из магазина «Лента» ООО «Пионер» последовал звонок. Операционный директор Ольга Шарапова предупредила редакцию, что в случае публикации негативной или ложной информации «Лента» будет защищать свои интересы в судебном порядке. Приняв к сведению эту информацию, мы немедленно перепроверили сведения о несоответствии проб салатной продукции «Ленты» санитарным нормам по микробиологическим показателям. Сотрудник отдела гигиены питания Центра Госсанэпиднадзора в С.-Петербурге подтвердила, что информация, изложенная в письме главного санитарного врача города в отношении «Ленты», соответствует действительности.

Подводя итоги «салатных страстей», позволю сделать следующий вывод. На мой взгляд, главное не то, кто допустил нарушения (как известно, не совершает ошибок тот, кто ничего не делает), а то, как ведет себя предприятие после выявления несоответствия требованиям нормативных документов, как устраняет замечания и как доводит эту информацию до сведения своих покупателей.

В конце концов, центральная фигура на рынке – это потребитель. И об этом нельзя забывать.

Всеволод Вишневецкий