В Петербурге завершилась Х Петербургская ярмарка вин и водок
В первых числах июня в Петербург со всей России и ближнего зарубежья съехались виноделы и представители спиртоводочных заводов. Многие из иногородних на питерскую выставку приехали в первый раз. Постоянных участников у выставки становится все меньше. Рынок алкоголя в Петербурге насыщен, новичкам пробиться практически невозможно. Отсюда и низкий процент посещаемости выставки специалистами. Производители ждут, когда к их стенду подойдет оптовик, потенциальный дистрибьютер, а их нет! Вот и вынуждены экспоненты обслуживать либо желающих «продегустировать» алкогольные напитки, либо общаться с рекламными агентами, предлагающими продвижение товара всевозможными способами.
Минский завод шампанских вин так и уехал, не только не заключив ни одного договора, но даже не проведя каких-либо серьезных переговоров с операторами рынка. Хотя заводу есть что предложить питерскому потребителю. Например, бутылку шампанского ручной работы емкостью 0,33 литра – как раз ровно на два фужера! И цена-то всего чуть больше 30 рублей.
Известное предприятие с юга России – «Фанагория», не получив сколько-нибудь значимой отдачи от прошлогодней выставки, отказалось в этом году от самостоятельного участия и выступило только в составе коллективного стенда одной из самых крупных делегаций – кубанской. «В следующем году не приедем к вам совсем, – сказал представитель «Фанагории». – В связи с тем, что уровень и престиж выставки снижается, мы даже отказались от участия в дегустационном конкурсе. Теперь будем бороться за медали только в Москве и у себя в Краснодаре. Только дегустационные конкурсы в этих городах сегодня авторитетны, привлекают внимание специалистов и потребителей».
Примерно то же самое отмечали другие иногородние экспоненты. Однако среди них были и оптимисты. Например, Игорь Красовский, менеджер отдела региональных продаж ОАО «Московского межреспубликанского винодельческого завода», уверенно заявил: «До сих пор нам было не до Петербурга. Но теперь наши планы круто изменились, и мы намерены в ближайшее время отхватить минимум половину вашего рынка. Наше предприятие – государственное, им владеет «Банк Москвы», за которым стоит Лужков. По мощности мы – первые в Европе и вторые в мире, после Америки, где находится крупнейший на планете винодельческий завод. Скоро мы запустим мощную рекламную кампанию, во многих магазинах будут проходить промакции, на улицах города повесим щиты».
Что смогут противопоставить московской экспансии питерские команды, которых на выставке, кстати, было немного, покажет время. Возможно, ситуация сложится таким образом, что москвичи в северной столице в основном будут конкурировать со своими же московскими коллегами.
Предполагается, что борьба за передел рынка вина будет идти достаточно острая. Но для нас, потребителей, важно, чтобы она шла в рамках закона и не ущемляла наши с вами права, в том числе право на достоверную информацию о продукте и его свойствах. А вот здесь, как показала выставка, у москвичей есть проблемы. Судите сами.
Стенд одной из московских фирм щедро был усеян буклетами с «полезными советами для каждой хозяйки», в которых рекламировались «основные полезные свойства вин». Среди «полезных советов» можно было найти не только спорные, но и встретить утверждения, откровенно вводящие потребителей в заблуждение, в частности, потому, что в буклете напрочь отсутствовали какие-либо ссылки на протоколы клинических испытаний или медицинские заключения, выданные московской фирме уполномоченными институтами Минздрава РФ и подтверждающие правомочность подобных рекламных заявлений. Например, в буклете говорилось, что вино «увеличивает продолжительность жизни, замедляет старение организма, способствует похудению, восстанавливает потенцию, лечит рак предстательной железы, обнаруживает защитные свойства по предупреждению рака», в подогретом виде успешно лечит грипп и бронхиты. Это – самые смелые лечебные свойства, заявленные в буклете и, по всей видимости, гарантированные фирмой-дистрибьютером.
На выставке представители фирмы так и не смогли предоставить «Петербургскому качеству» оформленные надлежащим образом доказательства «чудодейственных» качеств своей продукции, заявив, что запрашиваемые документы «в стадии оформления».
В будущем потребители, может, и получат официальные подтверждения лечебных свойств алкогольных напитков и тогда поверят в рекламные обещания изготовителей, а пока мы рекомендуем доверять не столько красочным буклетам и броским этикеткам, сколько компетентным экспертам, которым мы обязательно предоставим слово в ближайших номерах «ПК».
Всеволод Вишневецкий