Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Защищайте свои права!

В редакцию «ПК» поступает много звонков и писем от потребителей. Связаны они как с покупкой дорогостоящей техники, так и с оказанием бытовых услуг. Как избежать разочарований и отстоять свои права на потребительском рынке? На вопросы читателей отвечает адвокат, юрист Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Владимир АРТЮШКИН.

 

 ЕСЛИ ЧЕК НЕ СОХРАНИЛСЯ

  Вопрос: Как доказать, что товар куплен в конкретном магазине, если чек не сохранился? Мне отказались обменять бракованную люстру, сказав, что без чека невозможно установить место покупки и цену товара. Законно ли это? Мария Евлахова, СПб.

 Ответ: Нет, незаконно. Конечно, при серьезных покупках всегда желательно сохранять чек. Но отсутствие у покупателя чека или иного документа, удостоверяющего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение покупки. Об этом говорится в п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».

 Рекомендую сразу шашкой не махать, а спокойно и ясно изложить свой вопрос. Если продавец не захочет пойти на мировую и все-таки потребует чек, будьте готовы предъявить ему письменное заявление о возврате бракованного товара в двух экземплярах, один из которых останется у вас с пометкой о приеме заявления. При этом не забудьте сказать, что при необходимости можете принести заявление от свидетелей, которые сопровождали вас во время покупки товара.

 Если продавец отказывается принимать заявление, высылайте его почтой с уведомлением о вручении.

 СЛУЧАЙНО РАЗБИЛ В МАГАЗИНЕ БУТЫЛКУ

 Вопрос: Совершая покупки в гипермаркете, я случайно задела сумкой бутылку вина, она упала и разбилась. Меня заставили заплатить за нее ни много ни мало 700 рублей. Могла ли я отказаться от оплаты? Е. Воронина, СПб.

 Ответ: Товар в магазине должен быть расставлен так, чтобы было удобно покупателям. Если бутылка разбита по халатности покупателя или он был неосторожен, разбил ее «в гневе», с бутылкой играл маленький ребенок, то заплатить за нее должен потребитель.

 Но когда речь идет о случайности, то платить вы не обязаны. Согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ «Риск случайной гибели имущества», пока товар «не пробит» на кассе, риск за его случайную утрату несет продавец.

 Вашу невиновность легко доказать с помощью видеокамеры наблюдения, которые обычно есть в супермаркетах.

 КУПИЛИ БРАКОВАННУЮ МЕБЕЛЬ…

 Вопрос: Сестра недавно заказала кухонный гарнитур. Когда ее муж начал собирать мебель, выяснилось, что она бракованная: перекошенные дверцы, отсутствуют ручки и т. д. В магазине ее вежливо «послали», так как в акте приема-передачи стояла подпись заказчика о том, что претензий нет. Я тоже собираюсь обновить мебель. Посоветуйте, как избежать неприятностей? Лидия Муравьева, Сертолово.

 Ответ: Заплатив деньги, требуйте в дополнение к кассовому чеку еще и товарный чек. В нем должны быть указаны: наименование товара, гарантийные обязательства изготовителя (гарантийный срок и срок службы), на нем должна стоять дата продажи и штамп магазина.

 Если приобретаете мебель на заказ, тогда у вас на руках должен остаться экземпляр двустороннего договора, в котором указывают сроки выполнения работ, спецификацию (количество и наименование предметов), стоимость, ответственность сторон, гарантийные обязательства. Во многих случаях после доставки мебели на дом договор у заказчика стараются забрать. Так вот отдавать этот документ не следует. Если обнаружится дефект, он вам очень пригодится.

 Предположим, вас не устроила мебель, которую вы заказали. Обнаружив недостатки, не нужно звонить в магазин. Как правило, устные жалобы остаются без ответа. Составьте претензию в двух экземплярах (см. образец ниже). На втором экземпляре представитель магазина обязан поставить дату получения им претензиии подпись.

 Согласно п. 1 ст. 21 Закона «О защите прав потребителей», если вы требуете устранения дефектов, продавец обязан выполнить ваше законное требование в течение 20 дней. Обменять бракованный товар вам обязаны в течение семи дней. Если же вы настаиваете на возврате денег, продавец должен их вернуть в течение 10 дней. Он вправе провести дополнительную проверку качества мебели, но также обязан уложиться в эти же 10 дней.

 

Если вам нужна помощь, звоните: Владимир Артюшкин, +7 911 138 48 61.

Подготовила Римма ВИКУЛИНА