Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Вам поможет Общественный контроль

26 августа 2011 г. вступило в законную силу решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга о признании незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 1 Красногвардейского района» по начислению корректировки платы за отопление. Этот вердикт стал очередной победой потребителей, не побоявшихся обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Добиться справедливости помогла жителям Красногвардейского района общественная организация потребителей. Это далеко не первое дело, выигранное общественниками в этом году. Лидируют по количеству обращений жалобы на некачественные услуги ЖКХ и низкое качество дорогостоящих товаров, главным образом мебели.

Увеличение количества обращений горожан в суды через общественные организации потребителей говорит о росте гражданского самосознания петербуржцев и об эффективности общественного контроля.

«ПИСЬМА СЧАСТЬЯ» ВЕРНУТЬ ОТПРАВИТЕЛЮ

Жажду справедливости разбудила в горожанах в декабре прошлого года так называемая «13-я квитанция» с перерасчетом стоимости отопления. Ее получили жители семи тысяч домов Санкт-Петербурга, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепла и горячей воды. Как указывалось в счете-квитанции, перерасчет был сделан в результате «корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009–2010 гг., связанных с пониженной температурой наружного воздуха в I квартале 2010 г.».

Первыми, кто взялся защищать петербуржцев от произвола управляющих компаний, были юристы Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Уже к концу мая 2011 года в общей сложности было выиграно в судах четыре дела, по которым ответчиками выступали ООО «ЖКС № 3 Центрального района», ЖКС № 1и № 3 Фрунзенского района. Согласно решениям судов управляющие компании обязаны были отказаться от сделанного в конце 2010 г. перерасчета.

ЖИЛКОМСЕРВИСЫ ПОДВЕЛА ЖАДНОСТЬ

Вслед за Центральным и Фрунзенским районами в конце сентября 2011 г. справедливость пришла наконец и в Красногвардейский район.

Как рассказал корреспонденту «ПК» председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Справедливость» Николай Тямшанский, судебные разбирательства, по российским меркам, шли недолго – всего три месяца.

«Сумма корректировки, по сути, была взята с потолка, — комментирует Николай Тямшанский. – И на сегодняшний день я вижу только одну причину проведения такого перерасчета — п. 2.1 устава жилкомсервиса: «Целью деятельности Общества является… извлечение прибыли».

ПОТРЕБИТЕЛЬ ОСТАЛСЯ В НЕВЕДЕНИИ

Изучив материалы дела, Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга встал на сторону потребителей и решил:

  1. Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № 1 Красногвардейского района» в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление в отопительный период 2009–2010 г. при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах.
  2. Обязать ООО «Жилкомсервис № 1 Красногвардейского района» прекратить учет сумм перерасчета за отопление в отопительный период 2009–2010 г.
  3. Запретить ООО «Жилкомсервис № 1 Красногвардейского района» производить начисление пени на суммы перерасчета за отопление в отопительный период 2009–2010 г.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд обязал ответчика довести до сведения потребителей решение по настоящему делу через газету «Вести Красногвардейского района» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Последний пункт решения суда жилкомсервис до сих пор так и не выполнил. Как удалось выяснить корреспонденту «ПК», газета «Вести Красногвардейского района» не выходит в свет с февраля 2011 года. Остается надеяться, что жильцы домов, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис № 1 Красногвардейского района», узнают о решении суда благодаря проекту «Не покупайся!», который реализует газета «Петербургское качество».

Комментирует депутат МО «Полюстрово» Надежда Тихонова: «На территории Красногвардейского района работают три жилкомсервиса: № 1, 2, 3. Ко мне в приемную за этот год обратились более 300 представителей домов, в которых был произведен перерасчет. С льготными категориями граждан этот вопрос мы решали через прокуратуру в индивидуальном порядке, а вот сразу помочь всем удалось благодаря «Справедливости». В начале сентября аналогичный иск мы подали в отношении ЖКС № 3, сейчас готовим иск и в отношении ЖКС № 2».

ЕСЛИ ОТВЕТЧИК НЕ ВЫПОЛНИЛ РЕШЕНИЯ СУДА...

Что ж, решение суда вступило в законную силу, однако что делать потребителям в случае, если ЖКС № 1 Красногвардейского района будет тормозить его исполнение? Юристы общественной организации рекомендуют обратиться в свою управляющую компанию со следующим заявлением.

НЕ БОЙТЕСЬ СУДИТЬСЯ!

Общественные организации Санкт-Петербурга эффективно отстаивают интересы потребителей, чьи права оказались нарушены в результате неправомерных действий не только управляющих компаний, но и недобросовестных предпринимателей, грубо пренебрегающих договорными обязательствами.

Так, тем же Красногвардейским районным судом Санкт-Петербурга весной этого года было рассмотрено гражданское дело по иску Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» в интересах петербурженки Татьяны Даньшиной, решившей приобрести у индивидуального предпринимателя кухонный гарнитур стоимостью около 130 тысяч рублей.

При заключении договора на изготовление кухни ничто не предвещало неприятностей, и покупательница сделала полную предоплату. Не прошло и месяца, как долгожданная обновка для любимой кухни была доставлена.

Однако спустя две недели кухонный гарнитур был установлен и... привел новоиспеченную хозяйку в ужас: пользоваться перекошенной мебелью не представлялось возможным. Татьяна тут же принялась названивать по указанным в реквизитах договора телефонам с просьбой устранить недостатки. Увы, устные обращения не возымели действия на предпринимателя, и тогда Даньшина решила самостоятельно обратиться за независимой экспертизой мебели.

НЕДОСТАТКИ ОБНАРУЖЕНЫ В КАЖДОЙ ИЗ 15 СЕКЦИЙ

Согласно акту экспертизы, в каждой из пятнадцати секций были обнаружены недостатки. В заключение было отмечено, что индивидуальный предприниматель нарушил требования ГОСТ 16371-93 «Мебель. Технические условия», эскизные чертежи выполнены некачественно, отсутствуют технические документы на товар.

К тому же выяснилось, что нет акта приема-передачи выполненных работ, в связи с чем мебель считается не принятой в эксплуатацию, а гарантийные сроки не начатыми. Вердикт мебельного эксперта был таков: недостатки изделий, обнаруженные в период после начала монтажа и до наступления гарантийного срока эксплуатации, являются производственными на этапах разработки дизайна, изготовления и монтажа.

ДОВЕЛИ ДО СУДА
Имея на руках официальное заключение эксперта по мебели, Татьяна Даньшина вновь обратилась к бизнесмену, на этот раз — с требованием о расторжении договора и возврате уплаченной за гарнитур суммы. Однако в мебельном салоне претензию принимать отказались, и Татьяна была вынуждена обратиться за защитой своих прав в Санкт-Петербургскую общественную организацию потребителей «Общественный контроль».

В ходе судебных разбирательств ответчику удалось доказать, что никаких письменных жалоб от заказчицы кухонного гарнитура он не получал. Татьяна действительно не обращалась письменно к предпринимателю, и это было ее ошибкой. В связи с тем, что Татьяна Даньшина не отправила индивидуальному предпринимателю письменную претензию с уведомлением о вручении адресату, суд отказал ей в неустойке за нарушение срока удовлетворения требований потребителя в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Остальные требования СПб ООП «Общественный контроль», выступившей в интересах потребительницы, были удовлетворены. Суд постановил взыскать с индивидуального предпринимателя в пользу истицы уплаченную за кухонный гарнитур сумму – 129 100 рублей, возместить расходы на независимую экспертизу мебели – 28 261 рубль, выплатить компенсацию морального вреда – 10 000 рублей. Всего в пользу Татьяны Даньшиной ответчик выплатил 167361 рубль. Так стоило ли предпринимателю игнорировать законные требования потребителя? Как говорится, скупой платит дважды…

ЕСЛИ ВАШИ ПРАВА НАРУШЕНЫ…

Юристы СПб ООП «Общественный контроль» поясняют, что договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Вместе с товаром покупателю передается также товарный чек или накладная, где указывается наименование товара и продавца, дата продажи, артикул или модель, цена, а также ставится подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

В случае обнаружения недостатков в товаре в период гарантийного срока эксплуатации покупатель согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» вправе предъявить к продавцу следующие требования:

  • безвозмездного устранения недостатка;
  • замены на товар этой же модели или другой модели с перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • расторжения договора купли-продажи с возвратом уплаченной за товар суммы.

При безвозмездном устранении недостатков срок их устранения, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорока пяти дней. Гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался.

Требование о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению в течение семи дней со дня предъявления требования, а при необходимости дополнительной проверки качества товара — в течение двадцати дней. При отсутствии на момент предъявления требования необходимого для замены товара замена производится в течение одного месяца.

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и возврат его потребителю осуществляется силами и за счет продавца либо продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой или возвратом товара.

ОБРАЩАЙТЕСЬ — ВАМ ПОМОГУТ!

Судебная практика общественных организаций потребителей показывает, что, применяя нормы российского законодательства, можно вполне эффективно защищать нарушенные права граждан. Суды по искам в защиту прав потребителей, как правило, встают на защиту их интересов. Поэтому не надо бояться идти в суд, даже, если это связано с временными затратами. Помните, что иски в защиту прав потребителей освобождаются от уплаты госпошлины, а иски до 100 тыс. рублей рассматривают мировые судьи.

Если у вас все-таки остались вопросы, смело обращайтесь в общественные организации потребителей: не сомневайтесь, вам помогут довести дело до победного конца.

Подготовила Дарья ДЕДОВА