Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Десять лет с потребителем

6 ноября 2008 года газета «ПЕТЕРБУРГСКОЕ КАЧЕСТВО» отмечает свой юбилей — 10 лет со дня выхода первого номера

Вспоминаю август-сентябрь 1998 года… В стране паника: люди, потерявшие свои сбережения после августовского обвала рубля не знали, что им дальше делать. Цены росли каждый день, а зарплаты – нет. Спешно пришлось перестраивать работу и нашего издательства. Сотрудники нервничали: их зарплата раньше была привязана к доллару, а теперь все рублевые оклады пришлось зафиксировать.

Срочно нужна была какая-то жизнеспособная идея, с помощью которой можно было не только пережить экономический кризис, но и развиваться дальше.

Качество и безопасность потребительских товаров и услуг – эта ниша оказалась в то время свободной. Мы решили ее освоить. И у нас стало получаться. Читательская реакция после выхода первого номера газеты «Петербургское качество» была самая положительная. Оказалось, что сама идея петербургского качества была близка многим: и тем, кто это качество производил, и тем, кто его контролировал.

Экономика страны постепенно начинала возрождаться. В магазинах все чаще стали появляться товары отечественного производства, в том числе продукты питания. Если раньше вкуснее финской салями мы не знали колбасы, то теперь, в середине 90-х, в нашем городе стали строиться небольшие мясоперерабатывающие предприятия, ориентированные на выпуск новых видов продукции.

Если раньше рыба нам была известна только в виде консервов типа «Бычки в томате» или «Шпроты в масле», то пятнадцать-десять лет назад на полках магазинов стали появляться невиданные доселе пресервы с короткими сроками хранения (по сравнению с консервами) и деликатесная рыбная нарезка слабой соли, упакованная под вакуумом. По мере роста экономики, отечественные предприятия, конкурируя друг с другом, стали осваивать новые пищевые технологии, закупать за рубежом новые высокопроизводительные линии, предназначенные для выпуска новых видов продовольственных товаров широкого ассортимента.

Параллельно с ростом производства и импорта шел другой процесс: государственная машина в спешном порядке разрабатывала и внедряла в жизнь большое количество нормативных документов, регулирующих оборот потребительских товаров, предъявляющих современные требования к их безопасности и качеству, а также определяющих порядок и методы их контроля.

Буквально за короткое время на потребительском рынке появилось много новинок, которые предприятиям надо было продать потребителям, а контролирующим органам — проверить на безопасность и качество. И тем и другим нужна была площадка для доведения больших потоков информации до потребителя – конечного звена в длинной цепочке рыночных отношений. Такой площадкой и стала газета «Петербургское качество», со временем эволюционировавшая в орган общественного контроля качества в Санкт-Петербурге. Именно поэтому в редакционном совете нашей газеты можно встретить и чиновника, отвечающего за те или иные вопросы обеспечения безопасности и качества потребительского рынка, и руководителя предприятия, внедрившего систему качества ХАССП или ИСО, имеющего высокооснащенную производственную лабораторию,  доказавшего за долгие годы своей работы исключительную ответственность компании перед потребителем.

Интересы и тех и других совпали и образовали идеологию газеты: сделать нашу повседневную жизнь безопаснее и лучше, создать предпосылки для дальнейшего благополучного развития нашей страны. А этого можно добиться только всем вместе, объединив усилия во имя будущего наших детей и внуков.

Массовая гибель детей в Китае от употребления продуктов питания, содержащих меламин, — яркий пример того, что может произойти в обществе, ставящим во главу угла рост экономики и прибыль компаний и зором за качеством и безопасностью продукции и услуг. В обществе должен соблюдаться справедливый баланс интересов предпринимателей, производящих товары или оказывающих услуги, и потребителей, которые платят за них свои кровные деньги. Нельзя допускать и поощрять рост благосостояния одних за счет здоровья других.

Мы не имеем права наступать на «китайские грабли». Наоборот, мы должны учиться на чужих ошибках, чтобы не делать своих собственных. Именно поэтому государственный и общественный контроль должен занимать достойное место в системе политических и экономических приоритетов нашего государства. Именно поэтому мы и дальше будем, сколько хватит сил, продолжать выпускать первую в России бесплатную газету для потребителей «Петербургское качество».

В заключение юбилейной колонки редактора хочу выразить искреннюю благодарность руководителям контрольных и надзорных органов, испытательных центров и лабораторий, научно-исследовательских институтов, руководителям ведущих предприятий пищевой отрасли Санкт-Петербурга и предприятий торговли, в которых распространяется наша газета, простым потребителям – нашим преданным читателям, своим верным сотрудникам, которые за эти годы стали стойкими соратниками в борьбе за права потребителей, всем нашим друзьям и партнерам, без поддержки которых выпуск газеты «Петербургское качество» был бы невозможен все эти десять лет.

Всеволод ВИШНЕВЕЦКИЙ,
председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль», главный редактор газеты «Петербургское качество»