Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Контрафакту — бой!

26 апреля, возможно, станет для всех пиратов черным днем календаря. Эта дата в последнее время отмечается как Международный день интeллектуальной собственности.

В сентябре 2000 года на очередном заседании Генеральная ассамблея Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) приняла решение об учреждении праздника — Международного дня интеллектуальной собственности и решила отмечать его 26 апреля, в свой день рождения. Было особо отмечено, что патенты, товарные знаки, авторское право и смежные права как результаты творчества и знаний содействуют экономическому и культурному развитию стран.

КРУТЯТСЯ ДИСКИ…
Так уж повелось, что, когда у нас говорят об интеллектуальной собственности и о соответствующих правах, имеют в виду в первую очередь их нарушения. Тексты книг и музыка в интернете, контрафактные диски с фильмами и программным обеспечением, — они множатся как тараканы, и сколько с ними не борись, специалисты признаются: главное, не искоренить, главное — хотя бы уменьшить число контрафакта.

Вдоль стен одного из отделов Санкт-Петербургского ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» в несколько рядов стоят системные блоки. Отдел занимается экспертизой качества и оценкой признаков контрафактности продукции. Один из последних заказов — провести экспертизу системных блоков на предмет подлинности установленного программного обеспечения.

По словам экспертов, из 25 тысяч объектовисследования, проверенных за минувший год, более 90% (а это 22 тысячи дисков) — аудио-визуальная продукция. Более 18 тысяч из них DVD-диски с фильмами.

Начальник отдела оценки признаков контрафактности продукции Александр Филиппов показывает на стол, заставленный коробками с дисками. Здесь и «Елизавета», и «Гладиатор», и сразу несколько третьих «Шреков»: у двух последних на дисках не указан номер лицензии, верный признак контрафакта, а качество полиграфии на вкладыше к «Елизавете» таково, что лицо королевы сливается с лесом, по которому она скачет, кажется, сразу на двух лошадях. Здесь, по словам экспертов, даже на диск можно не смотреть, у лицензионного продукта такой полиграфии быть не может.

— Более 99% попадающих к нам дисков — контрафакт, — резюмирует Александр Федорович.

ПРОГРАММЫ MICROSOFT ПОДДЕЛЫВАЮТ ЧАЩЕ ВСЕГО
Системные блоки, стоящие в одной из комнат, — лишь малая часть той работы, которая проводится экспертами по части определения легальности программного обеспечения (ПО). Продукты таких компаний, как Microsoft, «1С» и Autodesk подделывают чаще всего. Большинство судов выносит обвинительные приговоры пиратам, тогда как сами компании-гиганты чаще всего и не догадываются о проведении таких слушаний.

— В прошлом году проверка программного обеспечения составляла примерно 1% от общего числа проверенных нами объектов, — рассказывает Александр Филиппов. — Это примерно 65 системных блоков. В этом же году 65 блоков мы проверили уже за первый квартал. Если в прошлом году шла явная чистка аудиовизуальной продукции, то в этом, как видно, взялись и за ПО.

К слову, оборот корпорации Microsoft в России вырос за 2007 год на 107% — цифра впечатляющая, особенно на фоне 15-процентного роста продаж Microsoft во всем мире. В то же время Россия наконец покинула двадцатку стран — лидеров по уровню пиратства программ Microsoft. Остается только гадать, чем это вызвано: пользователи стали переходить на лицензионные программы или хорошей статистке мы обязаны активизировавшейся борьбе с пиратством?

ОТЛИЧИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ПОМОГАЮТ
На первый взгляд отличить лицензионный диск от контрафактного можно по присущим ему признакам, с другой же — стопроцентной гарантии получить практически невозможно.

После покупки диск рекомендуется распечатать и осмотреть еще в магазине. Каждый продавец обязан иметь соответствующую аппаратуру, и если при просмотре фрагмента фильма выясняется, что отсутствует перевод, не отключаются субтитры или просто имеет место плохое качество видео, покупатель может смело требовать уплаченные деньги обратно. Бывают случаи, когда и вовсе за двойным слоем запаянного целлофана скрывается пустая коробка без диска.

Основной признак качества диска, по словам экспертов, это наличие на нем информации об изготовителе и номере лицензии. На фирменном диске со стороны считывания вокруг установочного отверстия нанесена информация об изготовителе и номер лицензии. Важно, чтобы эта информация совпадала с тем, что написано на полиграфическом вкладыше.

— Не соответствующая законодательству аудио-, видеопродукция идет и из лицензионных магазинов, — рассказывает Александр Филиппов. — Покупка в таком магазине, к сожалению, вовсе не гарантия того, что будет приобретен лицензионный диск. Причем стоить он будет столько же, сколько и оригинал. Конечно, за сто рублей вы «лицензию» не купите нигде, это однозначно контрафакт, но за триста — можно.

Отличить подделку можно не только по цене. Так, на одном лицензионном DVD-диске обычно бывает только один фильм. Если это сборник из трех частей, например, «Властелина колец», то он и продаваться будет в картонной или пластиковой коробке с тремя дисками внутри. Стоить такой сборник будет не дешевле семисот рублей.

Соответственно, сборники типа «Все новинки на одном DVD» — заведомо контрафакт. Больше всего подвержены подделке «топы» зарубежного проката, о сборах которых можно легко узнать из интернета: на что зритель идет в кино, то и на диске покупать будет.

Елена ИВАНОВА