Региональных территориальных отделов Управлений Роспотребнадзора на транспорте всего три: в Москве, Волгограде и в Санкт-Петербурге. В 2007 г. отдел выдал 6707 санитарно-эпидемиологических заключений на ввозимую продукцию. Два оказались отрицательными: образец мебельной ткани «Sunny» содержал формальдегида в 50 раз больше нормы, а пшеничный солод оказался заражен вредителем-мукоедом. Об особенностях работы петербургского отдела корреспондент «ПК» попросил рассказать его руководителя Алексея СОФЕНКО.
— Алексей Леонидович, что конкретно вы контролируете?
— Основная функция территориального отдела Управления Роспотребнадзора по СПб на транспорте — санитарная охрана территории Российской Федерации.
В нашей компетенции — контроль на объектах водного и воздушного транспорта, а также метрополитена. Железная дорога к нам не относится: там есть своя санитарная служба. Хотя граждане зачастую этого не знают и ошибочно обращаются к нам с жалобами на антисанитарию и нарушение прав потребителей в электричках и поездах.
— Какой вид транспорта наиболее проблемный, с вашей точки зрения?
— Я бы выделил морские суда. Корабли идут из-за рубежа, и мы открываем для них нашу государственную границу вместе с таможенниками, пограничниками, ветеринарной и фитосанитарной службами. Половина личного состава отдела занята непосредственно на границе.
Наша задача — не допустить завоза в город инфекционных заболеваний, проследить, чтобы в страну не проникли химические, биологические и радиоактивные вещества и грузы, представляющие опасность для человека.
За 48 часов до прибытия в петербургский порт, а при продолжительности рейса менее 48 часов (например, из Финляндии) — на момент выхода из последнего порта, каждый капитан посылает нам радиограмму с информацией о том, откуда движется его корабль, есть ли на борту больные пассажиры или члены экипажа. Этого требуют международные медико-санитарные правила, которые в новой редакции чуть больше года назад стали действовать в нашей стране, и правила санитарной охраны территории РФ.
За 2 часа до прихода в порт информация уточняется. Дежурным специалистом территориального отдела на транспорте принимается решение о необходимости осуществления санитарно-карантинного досмотра. Ведь в соответствии с рекомендациями международных медико-санитарных правил не все суда подлежат нашему досмотру, а лишь те, что прибыли из эпиднеблагополучных стран, на которых есть лица с подозрением на инфекционное заболевание, а также те, что перевозят санитарно опасный груз.
По приходу в Санкт-Петербург администрация судна представляет в адрес территориального отдела на транспорте документ — морскую медицинско-санитарную декларацию. В ней описано фактическое состояние судна на момент прибытия: есть ли инфекционные больные (лица с подозрением на инфекционное заболевание), принимались ли на борту медико-санитарные меры (изоляция, карантин), а также информация о самом судне: название, флаг, количество членов экипажа и пассажиров, порт отправления и перечень стран захода за последние 30 дней рейса.
Вся эта информация необходима специалисту, проводящему санитарно-карантинный контроль, для оценки эпидемической безопасности транспортного средства и решения вопроса об открытии санитарной границы и предоставлении судну свободной практики в порту.
Число приходящих судов, особенно грузовых, все время растет. Расширяется и перечень стран, откуда эти суда прибыли. В связи с этим увеличивается количество проведенных санитарно-карантинных досмотров. Если, например, в 2003 году их было всего 3815, то уже в прошлом году — 4007. Отмечается и рост числа судов, прибывающих из стран, неблагополучных по карантинным инфекциям: Бразилии, Аргентины, государств Юго-Восточной Азии и Африки (чума, холера, желтая лихорадка).
Особое внимание специалисты отдела всегда уделяют круизным лайнерам, ведь только в прошлом году в город прибыло примерно 450 тысяч пассажиров. Восемь из них, кстати, были сняты с подозрением на инфекционное заболевание. У семерых диагноз подтвердился.
Кстати, за последние пять лет с кораблей снято 17 больных малярией. Все случаи заболевания, к счастью, были единичными. Очаги инфекции удалось локализовать, инфекция по Санкт-Петербургу не распространилась.
В сентябре этого года первое судно принял «Морской фасад» — новый пассажирский терминал, который отныне станет принимать корабли круглогодично. Работы у нас с его введением прибавится.
— А поступают ли к вам жалобы потребителей? Если да, на что они жалуются чаще всего?
— Конечно, поступают. Например, житель Канонерского острова Анатолий Столяров обратился от своего имени и от имени соседей с жалобой на то, что во время перегрузки металлолома в порту стоит очень сильный шум. Наша проверка показала, что Первая стивидорная компания ведет погрузочно-разгрузочные работы с нарушениями. Выдали предписание: осуществлять перегрузку на более отдаленных от жилых домов причалах, отменить ночные работы.
Среди нарушителей было и ООО «Моби Дик» из Кронштадта. За несоблюдение санитарных норм на компанию был наложен штраф в размере 100 МРОТ. В настоящее время ООО «Моби Дик» устанавливает окна с тройным остеклением жителям ближайшего дома, выполняет предписания Роспотребнадзора. Также компания обязана ежемесячно контролировать уровень шума у жилых домов и вести дальнейшую работу по его понижению.
— А как обстоят дела с соблюдением санитарных правил и норм на воздушном транспорте?
— Воздушные суда из-за границы в аэропорту Пулково проверяются почти по такой же схеме, как суда водные. Правда, в связи с продолжающимися мероприятиями по борьбе с птичьим гриппом число досматриваемых самолетов в последнее время увеличилось в полтора раза. Также в сфере нашего надзора – питание пассажиров на борту самолетов. Мы регулярно берем на исследование пробы пищевых продуктов. Если они неудовлетворительные – таких случаев единицы – питание снимается с рейса.
Хочу отметить, что питьевая вода, которой запасаются воздушные суда в питерском аэропорту, совершенно безопасна. По рекомендации Роспотребнадзора в аэропорту Пулково обеспечена ее дополнительная очистка. А вот некоторые пробы, взятые в самолетах, что заправлялись в других аэропортах, не всегда соот ветствуют СанПиНу: в 12% случаеввыявлено несоответствие санитарнохимическим, в 7% случаев – микробиологическим показателям.
— Есть ли у вас претензии к Петербургскому метрополитену?
— Метрополитен является одним из основных видов городского транспорта, который перевозит в среднем 2,7 миллиона пассажиров в сутки. Поэтому особое внимание уделяется контролю санитарного состояния подвижного состава, вестибюлей и платформ станций.
По нашему предписанию в вагонах 1961 года выпуска начата модернизация системы освещения. Большинство нарушений уже исправлено, искусственная освещенность стала соответствовать требованиям документов.
Чтоб воздух в вестибюлях и на платформах стал чище, они теперь убираются специальными машинами не только ночью, но и днем. По рекомендации Роспотребнадзора к уборке привлечена профессиональная клининговая компания.
Благодаря ежемесячной плановой дератизации и дезинсекции объектов Петербургского метрополитена, заселенность грызунами и насекомыми низкая, жалоб пассажиров и сотрудников нет.
Сейчас активно строятся новые станции Фрунзенского радиуса Петербургского метрополитена. Особенность этой линии такова, что объекты строительства размещаются среди плотной городской застройки. Когда строительные площадки шахт метрополитена мешают горожанам, администрация метрополитена беспрекословно осуществляет противошумовые мероприятия.
Подготовила Ирина ПОЛЯКОВА