Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Памятка пациенту

Получение бесплатной медицинской помощи - ваше конституционное право гражданина России и установленное законодательством Санкт-Петербурга право жителя города.

Для реализации права граждан на получение бесплатной медицинской помощи созданы государственные учреждения здравоохранения, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования (ОМС).

Предъявление вами полиса ОМС обязывает государственные стационары оказывать вам бесплатную медицинскую помощь.

Бесплатная госпитализация граждан в стационар осуществляется:

• по направлению лечащего врача базового амбулаторно-поликлинического учреждения или врача амбулаторно-консультативного медицинского учреждения в порядке, установленном Комитетом по здравоохранению;
• скорой медицинской помощью;
• при самостоятельном обращении граждан.

В соответствии с законом Санкт-Петербурга «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге» обязанностью государственных стационаров является оказание бесплатной медицинской помощи:
• должного объема и качества в соответствии с перечнем заболеваний, установленным Территориальной программой ОМС;
• в порядке и на условиях, предусмотренных Территориальной программой ОМС.

Объем стационарной медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС включает в себя:
• проведение бесплатной диагностики, лечения и профилактики заболеваний;
• предоставление бесплатной лекарственной помощи и расходных материалов в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации Территориальной программы (утвержден Комитетом по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга).

Нарушение вашего права на бесплатную медицинскую помощь, возникновение у вас финансовых затрат в период лечения в стационаре требует незамедлительного рассмотрения ситуации СТРАХОВЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ.

Страховой представитель - это постоянно работающий в стационаре высококвалифицированный эксперт-консультант страховой медицинской организации системы ОМС Санкт-Петербурга, который обязан незамедлительно принять участие в разрешении возникших у вас вопросов и проблем независимо от того, какой страховой компанией вам выдан полис ОМС.

Обязательно обращайтесь за консультацией и помощью к страховому представителю, если:
• вам отказали в бесплатной госпитализации при наличии направления или в экстренной ситуации;
• вам предлагают оплатить (или вы уже оплатили) или принести лекарственные средства и/или расходные материалы, необходимые для вашего лечения в стационаре;
• вам предлагают оплатить (или вы уже оплатили) какие-либо медицинские услуги в период госпитализации;
• вам предлагают оплатить (или вы уже оплатили) диагностические исследования и анализы, которые могут быть выполнены только вне стационара, где вы проходите лечение;
• вам предлагают подписать согласие на отказ от предоставления бесплатной медицинской помощи в пользу платной;
• вам предлагают оплатить (или вы уже оплатили) вашу транспортировку в другое медицинское учреждение для консультации или для перевода на лечение в иное медицинское учреждение;
• вам предлагают самостоятельно организовать доставку биологических сред и материалов в иное медицинское учреждение для проведения исследований;
• при ознакомлении с медицинской документацией у вас возникли вопросы, которые не разъяснены вашим лечащим врачом;
• вам отказывают в ознакомлении с медицинской документацией, в выдаче ее копий;
• вас разместили вне больничной палаты;
• перед медицинским вмешательством у вас не получено письменное добровольное информированное согласие;
• вам отказано в реализации права на проведение по вашей просьбе консилиума и/или консультаций специалистов;
• у вас возникли претензии к действиям медицинского и иного персонала стационара;
• у вас возникли иные вопросы по порядку и условиям получения бесплатной стационарной медицинской помощи.

Рассмотрение вашей жалобы (претензии) будет более результативным, если вы обратитесь к страховому представителю в письменной форме (соответствующий бланк можно получить в кабинете страхового представителя).

Если вас не удовлетворила работа страхового представителя, он не оказал вам требуемую помощь, вы можете обратиться в Отдел по работе с гражданами Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга (тел. 703-73-01).

Вопросы, которые наиболее часто возникают у пациентов стационара
В какие сроки осуществляется плановая госпитализация?
В случае оказания плановой медицинской помощи возможно наличие очередности. Сроки ожидания плановой стационарной медицинской помощи устанавливаются комиссионно в соответствии с медицинскими показаниями

В какие сроки должен быть осмотрен пациент при поступлении в стационар в экстренном порядке?
При экстренной госпитализации осмотр пациента должен проводиться медицинским работником стационара незамедлительно.

Каким образом пациента должны разместить?
Пациента должны разместить в палате на два и более мест, а при наличии медицинских показаний - в одноместной палате. Размещение пациентов вне палат стационара при наличии свободных коек, в т. ч. в палатах повышенной комфортности, противоречит нормам законодательства и возможно только в условиях чрезвычайных ситуаций.

Какие лекарственные средства и расходные материалы предоставляются в стационаре бесплатно?
Бесплатно предоставляются лекарственные средства и расходные материалы, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации Территориальной программы, утвержденный распоряжением Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2007 № 506-р).

В соответствии с распоряжением Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга от 09.10.2007 № 525-р, указанный Перечень должен быть размещен в каждом отделении стационара в доступном для пациентов месте.

Какие разъяснения должен дать пациенту лечащий врач перед проведением медицинского вмешательства?
Медицинским вмешательством является любое обследование, лечение или иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность и выполняемое врачом или иным медицинским работником.

Перед медицинским вмешательством лечащий врач обязан дать пациенту о нем все необходимые разъяснения. Предварительным условием любого медицинского вмешательства должно быть добровольное письменное информированное согласие пациента на его проведение.

Пациент вправе отказаться от медицинского вмешательства или в любой момент потребовать его прекращения. В этом случае пациенту в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом и лечащим врачом.

Каким образом можно получить информацию о диагнозе, назначенном обследовании и лечении?
Соответствующие разъяснения пациенту обязан дать лечащий врач. Пациент также имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией (история болезни и др.), отражающей состояние его здоровья и получать по ней консультации у других специалистов, в том числе в иных медицинских учреждениях.

Кто в стационаре решает вопросы назначения диагностических и лечебных мероприятий, сроков их проведения, длительности пребывания в стационаре?
Объем, сроки, место и своевременность проведения диагностических и лечебных мероприятий в стационаре определяются лечащим врачом.

Каким образом пациенту должны быть проведены диагностические исследования или лабораторные анализы, назначенные лечащим врачом, если в стационаре, где пациент проходит лечение, возможности их проведения отсутствуют?
Пациента должны направить для получения медицинских услуг в другое медицинское учреждение, где ему назначенные диагностические исследования и анализы будут выполнены бесплатно (требования пункта 5.5 Правил обязательного медицинского страхования граждан в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2004 № 2088). В этом случае организация транспортировки является обязанностью стационара, и она должна осуществляться бесплатно.

Всеволод Вишневецкий