Геннадий Онищенко, руководитель Роспотребнадзора РФ, призвал своих подчиненных бороться за права потребителей не только административными мерами, но и с помощью судебных процессов в защиту неопределенного круга потребителей.
Роспотребнадзор исходит из того, что реальная защита прав потребителей должна обеспечиваться не административными методами (при невозможности разрешения спора в рамках добровольного удовлетворения требований потребителей), а судом (в соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Результатом подобной работы в 2005 году стало предъявление территориальными управлениями 98 исков в интересах неопределенного круга потребителей. 47 заявлений в защиту неопределенного круга потребителей (с учетом дел, находившихся в производстве судов с предыдущих периодов) было в прошлом году судом удовлетворено.
Также в 2005 г. Роспотребнадзором РФ на лиц, виновных в нарушении прав потребителей, были наложены штрафы на общую сумму 303, 6 млн руб., из которых 182,7 млн руб. (60,2%) было уплачено или взыскано в установленном порядке.
Вместе с тем, отметил Онищенко, практически во всех направлениях деятельности территориальных управлений Роспотребнадзора, связанных с обеспечением защиты прав потребителей, имеются недостатки.
Так, анализ практики применения КоАП РФ показывает, что в действиях соответствующих должностных лиц территориальных управлений имеет место целый ряд системных, в том числе процессуальных, ошибок, что позволяет сделать вывод как о недостаточном уровне организации соответствующей контрольно-надзорной деятельности в целом, так и о ненадлежащем правоприменении КоАП РФ, в частности.
Подобная ситуация не в последнюю очередь объясняется сложившимся кадровым составом специалистов: в 35 теруправлениях среди сотрудников отделов по защите прав потребителей вообще отсутствуют специалисты с юридическим образованием и лишь в 26 ТУ такое образование имеют более половины фактической численности сотрудников названных подразделений. Указанное обстоятельство, помимо всего прочего, не позволяет должным образом организовать действенное и эффективное рассмотрение жалоб и обращений потребителей, а также их системное консультирование и информирование.
Всеволод ВИШНЕВЕЦКИЙ