Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Общественников будут финансировать из городского бюджета

Такое сенсационное заявление накануне Всемирного дня прав потребителей сделал Владимир Бланк, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга.

Казалось бы, зал, где проходила традиционная мартовская конференция, посвященная проблемам местного потребительского рынка, должен был взорваться аплодисментами, переходящими в овацию: общественные организации потребителей давно ждали этого дня. Однако гробовое молчание можно объяснить только тем, что защитники прав потребителей не ожидали, что час «икс» наступит так быстро и что городские власти, опережая очередной виток критики в свой адрес за отсутствие в Санкт-Петербурге системы защиты прав потребителей, первыми проявят инициативу.

Общественники, затаив дыхание, слушали председателя комитета, который говорил о незащищенности потребителей, о необходимости создания в городе единого информационного ресурса, с помощью которого любой петербуржец, будь то потребитель или предприниматель, сможет оперативно получить информацию о недобросовестных участниках потребительского рынка, фальсифицированных и контрафактных товарах, результатах проверок контролирующими органами хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения ими потребительского законодательства и т. д.

Обозначив свою позицию, Владимир Бланк заявил, что с апреля при комитете начнет свою работу Межведомственный совет по координации потребительского рынка, в который войдут представители органов госконтроля и надзора, ассоциаций предпринимателей, а также общественных организаций. Основные задачи, которые стоят перед советом в ближайшей перспективе, выглядят так: координация деятельности государственных контролеров, создание информационных ресурсов потребительского рынка, внедрение на потребительском рынке системы недорогого коммерческого арбитража, позволяющего оперативно урегулировать потребительские споры в досудебном порядке. На эти цели город готов потратиться, в т. ч. субсидировать начиная со 2-го полугодия 2006 г. общественные организации потребителей при реализации ими конкретных проектов в сфере консультирования, информирования потребителей, оказания им услуг по досудебному разрешению конфликтов. Обязанности координатора обширной программы будут возложены на ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», обладающего необходимой инструментальной базой.

Явно одобряя инициативу городских властей наконец взяться за защиту прав потребителей, федеральные чиновники подтвердили свою готовность работать сообща, сетуя на то, что количество штрафов из года в год остается на довольно высоком уровне: нарушения при проверках вскрываются примерно в 80% случаев. Тем не менее было отмечено, что решение многих вопросов в области защиты прав потребителей будут тормозить объективные причины. Так, например, в соответствии с законом «О техническом регулировании», который действует с июля 2003 г., необходимо внести изменения в 19 федеральных законов!

Пока необходимые поправки претерпел только закон «О защите прав потребителей». Другой насущный вопрос, требующий решения, — процедура утилизации продукции, признанной компетентными органами недоброкачественной.

Требуют законодательного урегулирования и ряд положений Жилищного кодекса, введенного в марте прошлого года. В частности, в этом документе отсутствует четкое определение экономической ответственности жилкомсервисов за некачественно оказанные услуги.

Как никто другой помочь Смольному решать сложные вопросы и наводить порядок на потребительском рынке готовы городские общественные организации. Правда, власть их еще плохо знает в лицо: в розданный перед началом конференции список выступающих не был включен ни один из представителей обществ потребителей Санкт-Петербурга (в то время как по официальным данным их в городе зарегистрировано аж 85!). Однако общественники, не привыкшие отступать, все-таки пробились к трибуне и как сумели объяснили президиуму, что готовы свернуть горы во благо родного потребителя. Раскрыть эту тему более подробно общественникам не дали ввиду жесткого регламента, за которым особенно строго стали следить под занавес заседания.

Тем не менее, обсуждая в кулуарах итоги встречи, борцы за права покупателей пришли к выводу, что диалог с городом у них все-таки состоялся, а для начала и это неплохо. Важно, чтобы он был постоянный, конструктивный и в конечном итоге привел к построению в Санкт-Петербурге эффективной системы защиты прав потребителей.

Всеволод Вишневецкий