Если бы существовал «календарь потребителя», то 1 июля 2005 г. наверняка оказалось бы в нем одной из самых заметных дат. Ведь в этот день не только исполняется два года с момента вступления в силу Закона «О техническом регулировании», но и начинает снова действовать главный потребительский ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», отмененный по представлению Минюста еще в 2003 году.
Внимательный читатель наверняка задумался: как же так - вместо реанимированного ГОСТ 51074-2003 Государственная Дума согласно Закону «О техническом регулировании» должна была за эти два года в первую очередь «родить» технический регламент на информацию о товарах. А тут опять ГОСТ! Ведь они, родные, в течение семи лет, начиная с позапрошлого года, должны постепенно уступать место техрегламентам. Однако не тут-то было! ГОСТы, оказывается, и сегодня живее всех живых, а вот закон, который якобы должен их отправить «на пенсию», буксует: ни одного техрегламента так до сих пор и не принято!
То, что ГОСТ 51074-2003 вернули потребителю, – это, конечно, правильно. «Трудно было без тебя, Вован, хорошо, что приехал!» - наверняка спела бы группа «Уматурман» на презентации (если бы таковая состоялась) вновь обретенного ГОСТа. В то же время согласно Закону «О техрегулировании» исполнение ГОСТов изготовителями сегодня обязательно не «на все сто», а только в части обеспечения соответствия трем целям: защите здоровья приобретателей, охране окружающей среды и защите имущества граждан. Все остальное – добровольно!
Получается, что колбаса «Докторская», выпущенная по ГОСТу, может соответствовать ему только на половину или на треть. То есть влага, соль или, например, жир в колбасе – все на усмотрение изготовителя, закон лишь требует от колбасы, чтобы та была безопасна. А недосолена она, жирна или водяниста – это, ребята, пробуйте сами, решайте сами, покупать или нет! Теперь рынок – главный контролер качества, заявляет нам Закон «О техрегулировании».
С другой стороны, если гостовская колбаса ГОСТу не соответствует, налицо фальсификация этой самой колбасы: несоответствие содержания этикетке! А это уже серьезное нарушение прав потребителей, подпадающее под суровые санкции Роспотребнадзора. Но что же получается: с одной стороны, ГОСТу в части потребительских свойств можно не следовать (на этом сегодня настаивает Ростехрегулирование - бывший Госстандарт), с другой, если не соблюдешь норму – получишь штраф от Роспотребнадзора.
Приведенный простой пример показывает, какая сегодня неразбериха творится в законодательной сфере потребительского рынка. Если к этому прибавить мизерные штрафы (до 50 МРОТ), которыми органы госконтроля могут «награждать» нарушителей, невысокую зарплату чиновников-контролеров, вступление в силу с 01.09.05 новой редакции КоАП, в соответствии с которым все административные дела будут рассматриваться исключительно в судебном порядке, можно представить, насколько всем нам далеко домечты, которая называется «цивилизованный потребительский рынок».
Путь к «мечте» стал предметом жарких дискуссий на прошедшей недавно в рамках Петербургского экономического форума общероссийской конференции «Взаимодействие предпринимателей, потребителей и органов власти в регулировании потребительского рынка».
Участники форума высказывали разные мнения. Однако едины были в том, что госконтроль за потребительским рынком не только нельзя ослаблять, но и необходимо усиливать, разделив понятия «контроль» и «надзор». Под надзором следует понимать деятельность, завершающуюся применением штрафов, под контролем же – деятельность, результатом которой является выявление нарушений в сфере потребительского рынка. В связи с этим обсуждался вопрос введения института общественных инспекторов с обязательной государственной аккредитацией. Все предложения было решено обобщить и направить в Государственную Думу и Роспотребнадзор.
О том, чтобы сделать 1 июля «красным днем календаря», речи, конечно, не было. Ведь конференция носила сугубо деловой характер.
Всеволод Вишневецкий