Авария на московских энергосетях потрясла не только жителей столицы, но и всех россиян, вдруг задумавшихся о последствиях отключения электроэнергии в их городе, улице, доме. Ведь электричество сегодня - это основа жизни, точно так же, как воздух или вода. И когда там, где ты живешь, учишься или работаешь, вдруг без всякого предупреждения «вырубают» электричество, это значит, что кто-то, весьма конкретный и осязаемый, нарушил твои права потребителя. Как же установить виновного и взыскать с него материальный и моральный ущерб?
На днях специалисты Федеральный службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) дали исчерпывающие комментарии по этому вопросу и в качестве примера привели вполне жизненную ситуацию.
Гражданина Н. энергокризис застал в метрополитене г. Москвы, услугами которого он решил воспользоваться, чтобы своевременно прибыть в аэропорт для вылета по туристической путевке за границу. В результате, потеряв несколько часов в подземке, гражданин Н. не смог в назначенный час прибыть в аэропорт и улететь на отдых. Кто должен возместить потребителю соответствующие убытки?
В соответствии с российским законодательством, купив билет для проезда в метрополитене, г-н Н. заключил с ним договор перевозки (п. 2 ст.786, ст.789 Гражданского кодекса Российской Федерации), по которому перевозчик должен был перевезти пассажира в соответствующий пункт назначения до одной из станций, указанных на схеме линий Московского метрополитена. Не обеспечив перевозку г-на Н. в так называемый разумный срок (cт. 792 ГК РФ), т. е. срок, соответствующий целям заключенного договора перевозки, Метрополитен не исполнил взятое им на себя обязательство по перевозке, за что он должен нести ответственность согласно ст.793 ГК РФ, в том числе имущественную ответственность за вред, причиненный потребителю вследствие недостатков услуги, и за соответствующие убытки потребителя, подлежащие возмещению в полном объеме.
Общие основания возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков товара, работы или услуги, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения продавца (изготовителя, исполнителя) от соответствующей ответственности определены статьями 1095–1098 ГК РФ и 13–14 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с указанными нормами вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара либо исполнителем услуги независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Применительно к рассматриваемому случаю указанное означает, что гражданин Н. вправе потребовать от Метрополитена компенсации имущественного вреда путем возмещения ему убытков, которые в том числе будут включать в себя стоимость несостоявшейся туристической поездки.
Более того, если у данного потребителя находилась помимо своей еще и путевка другого гражданина, который, не дождавшись его в аэропорту, не по своей воле был лишен возможности отправиться в туристическую поездку, ответственность Метрополитена возрастет на стоимость этой путевки.
Вот так, уважаемые читатели! Если вдруг вы попадете в такую или подобную ситуацию, знайте, что свои права вы всегда сможете защитить. Было бы только желание.
Всеволод Вишневецкий