Накануне майских праздников президент РФ Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию, в котором изложил идеологию развития Российского государства на период до 2015 года. Защите прав потребителей в новой концепции места не нашлось.
Будем считать, что президент где-то в глубине души все-таки имел в виду и этот важный аспект, особенно когда говорил про обеспечение прав и свобод человека, которое «является критически важным как для развития экономики, так и для общественно-политической жизни России».
И все же нам, потребителям, и тем, кто профессионально защищает их права, хотелось, чтобы президент уделил хотя бы несколько секунд этой теме, поскольку проблема нарушения прав потребителей сегодня не менее значима для общества, чем, к примеру, защита предпринимателей от зарвавшихся чиновников и бюрократов.
Но, увы, спичмейкеры главы государства в части, где говорится о защите прав граждан, обошлись общими словами, суть которых свелась к тому, что «только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты». Но вот почему-то о святых обязанностях государства давать гражданам эти самые правовые гарантии и обеспечивать государственную защиту сказано не было. Дескать, уважаемые граждане, право требовать у вас есть, но вот право иметь – это еще вопрос!
Как намек на то, что еще не все потеряно для граждан, прозвучал призыв президента к слугам народа как можно скорее принять закон об информационной открытости государственных органов, который «позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата, поможет им защитить свои интересы». Постановление правительства, обязывающее чиновников информировать граждан о своей деятельности, существует уже несколько лет, однако выполняется оно слабо. Что ж, будем надеяться, что новый закон всерьез и надолго прорубит информационное окно в чиновничьи кабинеты.
Обеспечение прав граждан на объективную информацию президент назвал «важнейшим политическим вопросом». Однако хотелось бы верить, что этот тезис будет трактоваться максимально широко и не будет сведен исключительно к обеспечению свободного доступа лидеров разных партий к государственным СМИ.
Не менее остро стоит сегодня вопрос о наличии объективной информации о товарах и услугах, потребителем которых является в т.ч. и сам президент. В этой сфере еще много нерешенных вопросов. Взять хотя бы информацию о присутствии в продуктах питания генетически модифицированных источников. Несмотря на то что новая редакция Закона «О защите прав потребителей», действующая на территории РФ с 01.01.2005 г., обязывает изготовителей сообщать потребителям, есть ли в составе их продуктов питания ГМИ или нет, ни одно из питерских предприятий до сих пор не удосужилось указать эту информацию на этикетке, оболочке, упаковке, листке-вкладыше и т.д.
Интересно, знает ли об этом президент?
Всеволод Вишневецкий