«Общественные организации по защите прав потребителей: партнеры или конкуренты» — такова была тема «круглого стола» в Доме журналиста, проведенного НП «Общественный контроль качества» 15 марта, который отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.
Тема «круглого стола» была выбрана не случайно: в последнее время многие могли наблюдать обострение отношений между властью, предпринимателями и общественниками, подогреваемое на страницах некоторых бизнес-СМИ.
В этой борьбе атакуют предприниматели, причем порой так агрессивно и некорректно, что невольно создается впечатление, что общественники нуждаются отнюдь не в меньшей защите, чем их подопечные — потребители.
В свою очередь общественники, желая отстоять свое право на существование, пытаются привлечь на свою сторону властные структуры. Но власть как-то не торопится упасть в объятия общественников, предпочитая на начальной стадии их становления играть роль холодной и неприступной владычицы, впрочем, не лишенной кокетства.
Общественники в пылу выяснения отношений утверждают, что имеют все законные основания претендовать на «взаимность» со стороны властей. В качестве аргументов они называют статью 45 закона «О защите прав потребителей», а также постановление правительства № 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» от 26.08.95 г., в котором, в частности, властям рекомендуется «оказывать общественным организациям потребителей помощь в период их становления и в последующей работе в части выделения необходимых помещений, оборудования, средств телефонной связи, установления льготных ставок аренды занимаемых ими помещений и тарифов на услуги телефонной связи, предоставления финансовой помощи, в том числе за счет средств, поступающих в местные бюджеты от штрафов, взыскиваемых с хозяйствующих субъектов за нарушения законодательства о защите прав потребителей…».
Пока попытки общественников обратить на себя внимания властей не дают сколько-нибудь значимых результатов. Более того, отдельные госорганы, по словам Николая Богнара, заместителя председателя Правления МООП «Содействие», в ответ на официальные обращения отвечают «гробовым молчанием», а одна из структур и вовсе отказалась регистрировать письмо общественников, обосновав отказ следующим образом: «много развелось вас, общественников, и с кем из вас работать – мы еще посмотрим».
Похоже, для признания общественников властью и предпринимателями время еще только наступает. Общественным организациям по защите прав потребителей, особенно появившимся в последнее время как грибы после дождя, предстоит пройти нелегкий путь становления и здоровой конкуренции между собой. И, как в любом другом соревновании, выживут сильнейшие, в данном случае самые грамотные, действующие исключительно в соответствии с буквой Закона, морально устойчивые и принципиальные. А власть должна помочь общественникам реализовать в полной мере свой потенциал и права, предоставленные, кстати, той же самой властью отчасти декларативно.
Дело осталось за «малым»: начать сотрудничать. Против этого на «круглом столе» никто не возражал.