Со школьной скамьи мы знаем, что развитие чего-либо или кого-либо идет от простого к сложному. Но, оказывается, бывает и наоборот — от сложного к простому. Именно этот постулат, порой загибая пальцы обеих рук, в течение двух дней пытались доказать изготовителям и оптовикам, поставляющим продукты питания и товары повседневного спроса на рынок города, представители крупных торговые сетей Санкт-Петербурга. Происходило все это в «Ленэкспо» на форуме «Торговля в большом городе».
Так же, как между героями известного сериала про секс в большом городе, особой теплоты в общении во время форума между сетями и их поставщиками не наблюдалось. Наоборот, представители отдельных сетей, ощущая свое полное превосходство над целым легионом поставщиков, набившихся в конференц-зал, настолько вошли во вкус, что порой напоминали «госпожу», измывающуюся над клиентом, не теряющим надежду все-таки испытать удовольствие от сотрудничества (в данном случае, с торговой сетью).
Но все-таки вернемся к постулату. Вернее, к его расшифровке. Она следующая: минимум товаров по минимальным ценам. Если раньше на вооружении торговли был лозунг «Больше товаров — хороших и разных!», то теперь все наоборот. Большое количество товаров на полках не позволяет, оказывается, современной сетевой торговле собирать «большой и хороший» денежный урожай с отдельно взятого квадратного метра торговых площадей. И сетевая торговля нашла выход из ситуации: приняла решение постепенно сокращать ассортимент, оставив на полках только самые извест ные и раскрученные торговые марки, о чем и было сообщено всем присутствующим. Сократив ассортимент, сетевики надеются сдерживать рост цен на продукцию своих основных поставщиков. При этом потребитель должен будет довольствоваться весьма ограниченным выбором продукции.
Впрочем, довольствоваться или вернуться в объятия старожилов городской торговли – универсамов, где широкий ассортимент продукции и высокий уровень сервиса являются основными козырями, — решать потребителю. Есть у универсамов еще одно отличие, о котором упомянул на форуме Юрий Чулков, коммерческий директор объединения универсамов «Макс Микс». Там своих покупателей знают в лицо. А покупатели в свою очередь знают в лицо продавцов и администраторов. Объясняется это тем, что персонал таких объектов розничной торговли относительно стабилен, трудится давно, имеет старую закалку и опыт.
Сокращение количества поставщиков – ближайшая перспектива для сетевой торговли. Скажется ли это на качестве реализуемой продукции? Исключать этого нельзя. По словам Сергея Мурашова, коммерческого директора сети «Питерское», одна из главных проблем в работе с поставщиками – снижение качества продукции при долговременных обязательствах. Как правило, при первых поставках товар идет хорошего качества. Через некоторое время, когда продукция завоевала своего покупателя, ее потребительские свойства незаметно снижаются. Объясняется это тем, что далеко не все отечественные изготовители способны выпускать продукцию стабильного качества. В первую очередь это связано с дефицитом на рынке качественного сырья и ингредиентов, текучкой кадров, желанием снизить затраты и получить максимальную прибыль.
А крайним всегда остается потребитель. Правда, он может об этом даже и не догадываться. Потому что все вокруг только и делают, что клянутся ему в своей горячей любви.
Всеволод Вишневецкий