Полгода назад Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков своим Постановлением № 154 от 06.04.2004 г. определил «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Однако в Санкт- Петербурге этими «вопросами» до сих пор некому заниматься.
Сегодня Федеральная служба имеет только центральный аппарат в Москве. В субъектах Федерации ее территориальные органы начнут функционировать в полной мере только с начала будущего года. Связано это, по словам Юрия Коржаева, заместителя главного санитарного врача по С.- Петербургу, с крайне медленной «утряской» многочисленных организационных вопросов.
Новая федеральная структура стала своеобразным межведомственным объединением, куда вошли два мощных контролера потребительского рынка: Госсанэпиднадзор и Госторгинспекция. К ним планировали добавить отделы по защите прав потребителей антимонопольного ведомства, однако они оказались настолько малочисленны, что буквально «растворились» в процессе бюрократических преобразований. Сегодня этих отделов не существует как в обновленной Федеральной антимонопольной службе, так и в новоиспеченной Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Но даже и без этого отдела новый орган госконтроля выглядит достаточно внушительно. Так же, как и его основные функции. Они следующие:
• организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;
• предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства РФ в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;
• осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией службы;
• осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через госграницу РФ;
• осуществление госрегистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;
• осуществление санэпидрасследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений;
• организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.
Пока рано судить о том, насколько эффективно новое ведомство будет защищать права потребителей и насколько изменится на потребительском рынке соотношение добросовестных и недобросовестных субъектов, скажем, к 2006 году. Однако то, что проверок на душу отдельно взятого предпринимателя станет меньше, так это точно. «С нового года проверки будут комплексными», — говорит Юрий Коржаев. Если раньше санитарная служба и Госторг-инспекция ходили по предприятиям «друг за другом», то теперь они будут в «одной упряжке», следовательно, проверки станут более эффективными.
Непонятным остается вопрос и «обратной связи» с потребителями. Ведь новая структура должна оперативно принимать, рассматривать и реагировать на жалобы покупателей, информировать граждан о принятых мерах, сообщать в СМИ о нарушениях в области защиты прав потребителей, иметь свою «горячую линию», общественную приемную.
«ПК» в дальнейшем будет пристально следить за работой Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также информировать о ее работе своих читателей.
Всеволод Вишневецкий