В предыдущем номере, в статье «Ржаной» — значит «экологически чистый?» «ПК» обратило внимание своих читателей на то, что петербургский хлебозавод ОАО «Хлеб» (ТМ «Дарница») снабдил упаковку своего хлеба «Ржаной» маркировкой «Экологически чистый продукт», что является недопустимым с точки зрения российского законодательства.
Реакция завода-изготовителя последовала незамедлительно. Нет, на следующий день хлеб «Ржаной» не появился в магазинах с новой упаковкой без вышеупомянутой надписи. ОАО «Хлеб» отреагировало по-своему: прислало в редакцию письмо за подписью и.о. генерального директора В.В. Штанько с «требованием о возмещении морального ущерба и опубликования статьи-опровержения в следующем номере и извинения в адрес предприятия». Также в письме содержалась просьба «указать, по чьему заказу была подготовлена эта статья».
В то же время в своем письме г-н Штанько сообщает: «…В этикетку на упакованную половинку ржаного хлеба из обдирной муки уже внесены изменения на основании ГОСТ Р 51074-2003 (п.3.5.1.5 и п.3.4): вместо фразы «Экологически чистый продукт» введена фраза «За выпуск ржаного хлеба предприятие внесено в Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной продукции, отвечающей экологическим требованиям.
Кстати, как следует из письма, свое заявление об экологической чистоте хлеба ржаного ОАО «Хлеб» считает законным, опираясь как раз на вышеупомянутый Реестр, в который продукцию предприятия занес… оргкомитет Международной выставки «Экологически чистая продукция», проходившей в Москве аж в 2001 г.! Поистине «неопровержимые» аргументы!
Подобные доводы такого крупного предприятия, каким является ОАО «Хлеб», могут вызывать только удивление. Апелляция к выставке в Москве, сфере сугубо частного бизнеса, выглядит несостоятельно. Вот если бы «экологически чистым» хлеб ржаной признало государство в лице Минздрава РФ, а не частная компания, тогда изготовитель указал бы это с гордостью на своей упаковке, и к нему не было бы никаких претензий.
Однако позиция государства в этом вопросе однозначна: сегодня подобная маркировка запрещена документами Департамента Госсан-эпиднадзора Минздрава РФ, Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья», а также Законом «О защите прав потребителей», которых еще никто не отменял. В последних двух документах ясно говорится о недопустимости размещения на упаковке пищевых продуктов информации, не имеющей официального (государственного) подтверждения, а значит вводящих потребителей в заблуждение.
Но, видимо, для г-на Штанько диплом столичной выставки кажется более убедительным, чем российское законодательство. Иначе чем можно объяснить, что свое оправдательное письмо в редакцию он заканчивает словами: «В любом случае мы вынуждены обратиться за разрешением данной ситуации в судебные органы и подать исковое заявление на газету «Петербургское качество» о причинении ущерба репутации и интересам предприятия».
«ПК» не в первый раз приходится сталкиваться с подобной реакцией предприятий на вполне заслуженную критику. Мы к этому относимся спокойно. Потому что несем ответственность за каждое напечатанное слово.