Об этом заявила Надежда Назина, главный торговый инспектор РФ, выступая на международной конференции «Контроль на потребительском рынке и защита прав потребителей в странах СНГ», прошедшей недавно в С.- Петербурге в рамках «Санкт-Петербургского Экономического форума».
Тревожный сигнал с высокой трибуны прозвучал неслучайно. Дело в том, что с 1 июля с. г. Департамент госторгинспекции Минэкономразвития и торговли РФ в свете разворачивающейся административной реформы прекращает свое юридическое существование. Планировалось, что сотрудники Госторгинспекции всем составом автоматом должны влиться в новое ведомство – Федеральную службу по защите прав потребителей и благополучию человека, объединившую органы Госсанэпиднадзора, отделы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, отвечавшие за работу по защите прав потребителей, а также Госторгинспекцию.
Однако сегодня мест в штатном расписании новой федеральной службы для работников торговой инспекции пока не предусмотрено. Складывается впечатление, что создание новых институтов исполнительной власти не было заранее четко проработано и спланировано правительством, которое, наверное, посчитало, что в решении такого вопроса, как защита прав потребителей, можно руководствоваться принципом Наполеона: сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим. Как сообщила Людмила Гульченко, заместитель директора Федеральной службы, формирование новой структуры начнется только после 1 сентября 2004 г. До этого времени сотрудникам Департамента госторгинспекции предлагается, видимо, отдохнуть — лето как-никак!
Никто не спорит, отдых – дело хорошее. Но ведь именно летом резко летит вверх кривая нарушений на потребительском рынке. Это и несанкционированная торговля в неустановленных местах, и появление новых точек общепита, зачастую не соблюдающих правила торговли, и реализация продуктов питания, особенно скоропортящихся, без соблюдения должных условий хранения и температурных режимов. И как раз в этот период, когда от новорожденной правозащитной госструктуры требуются четкие слаженные действия, потребителя оставляют один на один с его проблемами. Хорошо, если только на лето…
То, что потребитель – самое слабое звено на потребительском рынке (в отличие от рынка западного. – Прим. авт.), на конференции отмечали представители всех стран СНГ. В Белоруссии, например, официально запрещено консультирование потребителей за деньги, при этом государство не финансирует общественные организации по защите прав потребителей. В Азербайджане, наоборот, бюджетом 2005 г. предусмотрено финансирование всех 16 обществ потребителей. А в Узбекистане и Киргизстане в школах даже введен специальный курс потребительской грамотности.
В России организации, защищающие права потребителя, не избалованы вниманием со стороны властей. Курс, взятый правительством на дерегулирование экономики, к сожалению, не предусматривает поддержку общественных и некоммерческих организаций, роль которых в регулировании рынка сегодня все возрастает. Об этом, в частности, заявил на конференции заместитель председателя Госдумы Сергей Бабурин.
Он также сформулировал ряд принципов, следование которым, по его мнению, сделает потребительский рынок страны цивилизованным и поможет России войти в ВТО:
1. Ужесточение мер экономико-правового воздействия, а также создание условий конкурентоспособности формальной экономики, вытеснение с рынка неформальной.
2. Отмена лицензирования, обязательной сертификации предприятий розничной торговли и услуг должна компенсироваться другими гарантиями безопасности товаров и услуг. Должны быть подняты статус и увеличены полномочия общественных организаций по защите прав потребителей, а также организаций саморегулирования, прописаны в законах нормативно-правовые условия деятельности этих организаций, их совместимость с госорганами регулирования потребительского рынка.
3. Эффективным барьером для распространения некачественных товаров и услуг должны стать страховые компании.
4. Более полное использование механизмов биржевой торговли позволит определять рыночные котировки цен и защитит потребительский рынок от необоснованно высоких цен на товары и услуги.
5. Создание целостной концепции развития внутренней и внешней торговли России, в которой должны быть прописаны формы государственного регулирования потребительского рынка на разных уровнях. Пора покончить с иллюзией, что государство должно уходить от регулирования рынка.
6. Госдума должна принять закон о внутренней торговле, в котором были бы прописаны как запретительные, так и протекционистские механизмы.
7. Необходимо сформировать единую систему органов воздействия на потребительский рынок. Сегодня субъекты защиты прав потребителей (госконтроль, местные органы самоуправления, некоммерческие и общественные организации, коммерческие организации) автономно формируют запрещающие, барьерные механизмы, направленные на обеспечение защиты прав потребителей. Такая автономность, по мнению Сергея Бабурина, с одной стороны, ведет к дублированию функций контроля, с другой – к неэффективности воздействия органов регулирования и контроля на потребительский рынок.
Задачи, сформулированные Сергеем Бабуриным, безусловно, актуальны. Однако наряду с перспективными задачами есть и повседневные заботы. А вот про них никак нельзя забывать сегодня тем, кто призван держать руку на пульсе потребительского рынка. В противном случае переходный период может затянуться, и тогда Россия может быть отброшена к состоянию начала 90-х годов, когда 90% потребительской продукции, по оценкам экспертов, представляло опасность для человека.