10 апреля специалисты Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу и Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» провели очередное обучение петербуржцев в «Школе грамотного потребителя». Горожанам рассказали, как правильно и эффективно отстаивать свои права и осуществлять общественный контроль в рамках действующего законодательства. В обучении приняли участие десятки петербуржцев.
Главная задача «Школы грамотного потребителя», созданной «Общественным контролем» в прошлом году, - просвещение горожан, обучение их знаниям и навыкам, которые им позволят самостоятельно защищать свои нарушенные права в сфере потребительского рынка.
Открывая весенний обучающий семинар, главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу Юлия Майорова рассказала об актуальных вопросах защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг. В частности, она напомнила, что микрофинансовые организации не имеют право выдавать кредиты гражданам на сумму более 1 млн рублей. Также потребитель, прежде чем взять кредит в банке, имеете право изучать проект кредитного договора в течение пяти дней. Управление Роспотребнадзора категорически не рекомендует заключать кредитные договоры в так называемых «точках продаж», безопаснее это делать непосредственно в отделениях банка. Специалист обратила внимание, что требования некоторых банков о страховании вкладов – незаконны, и потребитель, обнаружив, что ему навязали эту услуг, в течение 14 дней может от нее отказаться, написав письменное заявление. Также, чтобы узнать о стоимости кредита, потребитель имеет право перед подписанием кредитного договора запросить у банка примерный график погашения кредита с суммой выплачиваемых процентов.
Главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу Сергей Левша рассказал слушателям о подводных камнях, на которые могут напороться потребители в автосалонах, применяющих мошеннические схемы при продаже автомобилей. Специалист призвал потребителей не соблазняться необоснованно низкой ценой автомобиля, которая указывается в рекламных объявлениях недобросовестных продавцов. Обязательно перед покупкой автомобиля следует уточнить его цену на заводе-изготовителе, тем более, что в Петербурге и в Ленинградской области располагаются сразу несколько таких предприятий. Перед заключением договора купли-продажи необходимо внимательно его прочесть, причем все экземпляры, поскольку мошенники в других экземплярах договора могут прописать условия покупки, отличные от тех, которые были указаны в первом экземпляре договора. Если все-таки под давлением продавцов комплект документов, в т.ч. кредитный договор с грабительскими процентами подписан, у вас еще есть шанс предотвратить беду: на следующий день утром необходимо явиться в банк и написать заявление об отзыве своего поручения о переводе оплаты автосалону. В этом случае появится возможность расторгнуть договор купли-продажи, ущемляющий права потребителя. Сергей Левша отметил, что количество жалоб на автосалоны в этом году заметно возросло, а общая сумма штрафов за нарушение прав потребителей при продаже автомобилей только по итогам 1 квартала текущего года составила свыше полутора миллиона рублей.
Всеволод Вишневецкий, председатель СПБ ООП «Общественный контроль» призвал слушателей стать активными потребителями и рассказал, как в рамках действующего законодательства осуществлять функции общественного контроля. Если ваши права оказались нарушены или вы столкнулись с несоблюдением требований законодательства в местах реализации товаров или оказания услуг, немедленно требуйте у продавца или предпринимателя книгу отзывов и предложений («жалобная» книга) и составьте обращение по факту выявленного нарушения. Если вам отказывают в предоставлении «жалобной» книги, напишите обращение на бумаге в двух экземплярах, потребуйте на вашей копии поставить отметку о принятии заявления. Игнорируют и это ваше требование? Тогда идите на почту и отправьте жалобу заказным письмом с уведомлением. По закону, срок ответа на жалобу потребителя – 10 дней. Если ответа нет или он поступил, но вы с ним не согласны, составьте обращение в Роспотребнадзор с целью возбуждения внеплановой проверки в отношении незаконопослушного продавца. К заявлению в Роспотребнадзор вы должны приложить доказательства первичного обращения к нарушителю ваших прав: фото страницы «жалобной» книги с вашим заявлением или копию претензии продавцу с его отметкой о принятии (либо почтовое уведомление о вручении вашего обращения, подтверждающие факт отправки жалобы), в также фото выявленного нарушения. Не забудьте также сообщить надзорному органу полное наименование юридического лица, его адрес и ИНН. Эту информацию можно взять либо на информационном стенде в магазине, либо из кассового чека.
Юрист «Общественного контроля» Михаил Филиппов рассказали слушателям о претензионном порядке обращений потребителей, а также о досудебном разрешении споров и преимуществах подачи исков в суды через общественную организацию. Если потребитель, подав иск через общественную организацию, не рассчитал силы и проиграл процесс, по закону он не будет возмещать расходы, понесенные ответчиком. Но если потребитель подает иск самостоятельно и проигрывает дело, он будет вынужден компенсировать ответчику все судебные издержки.
Следующие занятия в «Школе грамотного потребителя» состоятся уже в сентябре. Запись на обучение – на сайте www.spbkontrol.ru или по тел.324-25-80, 324-27-98, 987-56-43.
Кирилл Орлов