Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

С 1 декабря вводится обязательная цифровая маркировка молока, сметаны, кефира, творога

С 1 декабря, согласно Постановлению Правительства РФ № 2099 от 15.12.2020, все молокопереработчики приступят к обязательной маркировке каждой единицы потребительской упаковки молочной продукции с короткими сроками хранения специальным цифровым кодом Data Matrix, который еще называют «Честный знак».

 

В эту группу товаров попадает весь «скоропорт»: молоко пастеризованное, сметана, кефир, ряженка, творог, сливки, сырки и массы творожные и т. д.

Если молочная продукция с короткими сроками хранения выпущена до 01.12.2021, она допускается к реализации до окончания срока годности. Обязательной маркировке подлежит только та продукция, которая будет выпускаться с 01.12.2021. 

Еще раньше, с 1 июня этого года, первыми под обязательную маркировку попали сыры и мороженое, а с 1 сентября цифровые коды уже наносят на молочную продукцию со сроком годности свыше 40 суток: сливочное масло, все молочные консервы (сгущенное молоко, сгущенные сливки), а также ультрапастеризованное молоко.

Код Data Matrix не надо путать со штрих-кодом или qr-кодом, которые также можно встретить на упаковках разных пищевых продуктов. Он имеет квадратную форму и размещается рядом с информацией о составе продукта. Если у вас есть смартфон, то считать информацию с кода Data Matrix вы сможете с помощью специального бесплатного приложения «Честный знак», которое можно скачать в электронном магазине приложений (Play Market или App Store).

Поверить код Data Matrix на весовой молочной продукции или на продукции, перефасованной магазином, потребителю не удастся, так как маркировке подлежат только упаковки молочки, выпущенные на производстве. Также разрешено не маркировать цифровым кодом продукцию массой 30 г и менее.  

Молокоперерабатывающие предприятия уже предупредили потребителей, что инициатива Правительства РФ обернется ростом цен на готовую молочную продукцию. Так, по подсчетам компаний, после введения цифровой маркировки килограмм молочной продукции в среднем подорожает на 5 руб.

За производство «молочки» без кодов маркировки установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 000 до 100 000 руб. (для юридических лиц) и от 5000 до 10 000 руб. (для физических лиц). За продажу, хранение и перевозку молочной продукции без передачи сведений в систему маркировки штрафы еще выше: от 50 000 до 300 000 руб. (для юридических лиц) и от 5000 до 10 000 руб. (для физических лиц).

- Также потребители должны помнить: молочная продукция в торговом зале должна реализовываться отдельно от молокосодержащей продукции, в составе которой присутствуют растительные жиры, - рассказывает Всеволод Вишневецкий, председатель СПБ ООП «Общественный контроль». - На полках с молочной продукцией должна быть крупная надпись «Продукты без заменителя молочного жира». Это касается не только молока, но и всех молочных продуктов. Так, например, сливочное масло не должно лежать на полке рядом со спредами и маргаринами, «молоко сгущенное цельное с сахаром» должно быть «на расстоянии» от «сгущенки», пломбир по ГОСТ 31457-2012 не должен находиться в одном морозильнике с мороженным, в составе которого есть заменитель молочного жира и т.д.

Если потребитель в торговой сети обнаружил подобные нарушения законодательства, он может обратиться на горячую линию «Общественного контроля» по телефону (812) 324-25-88.