Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

СТУДЕНТЫ ПОЛИТЕХА ПРОШЛИ УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ В «ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ»

 

24 мая в Высшей школе сервиса и экономики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого подвели итоги учебной практики студентов 2 курса, осваивающих специальность «Товароведение». 

Практические занятия проходили в сетевых и обычных продовольственных супермаркетах при поддержке Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль». В рамках практических занятий будущие работники сферы торговли и услуг в течение трех месяцев осуществляли мониторинг торговых сетей на предмет соблюдения продавцами законодательства в сфере защиты прав потребителей.

 

Разбившись на 7 групп численностью от одного до четырех человек, студенты проводили мероприятия по общественному контролю в шести районах Санкт-Петербурга: Калининском, Выборгском, Центральном, Петроградском, Приморском и Василеостровском. Под проверки попали как небольшие магазины формата «у дома», так и крупные гипер- и супермаркеты, такие, как «Окей», «Лента», «Перекресток», «Дикси», «Пятерочка», «Магнит» и «Семишагофф».       

Перед практикантами была поставлена задача выявлять на прилавках товары с истекшим сроком годности, товары без ценников или с неправильно оформленными ценниками, товары без маркировки или с ненадлежащей (не полной) маркировкой, проверять температурный режим хранения скоропортящихся товаров, правила выкладки молочной продукции, вина, выявлять нарушения правил товарного соседства, санитарных условий реализации товаров и т.д.

Все замечания фиксировались на смартфоны, затем информация о выявленных нарушениях через портал «Госуслуги» направлялась в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу для принятия мер.

- Сегодня в России действует мораторий на плановые и внеплановые  проверки, под который попали предприятия сферы торговли, - комментирует Всеволод Вишневецкий, председатель СПБ ООП «Общественный контроль». – Это означает, что сотрудники Роспотребнадзора в 99 процентах случаях больше не проверяют магазины по жалобам потребителей. Инспекция может быть назначена только, если гражданину уже причинен вред здоровью или существует явная угроза причинения такого вреда. По другим основаниям, например, наличие просрочки, отсутствие ценников, нарушение температурных режимов хранения продукции, отсутствие полной информации о товаре и т.д.,   проверки не проводятся. В этой связи общественный контроль, который осуществляли студенты Политеха, стал эффективным механизмом в борьбе с многочисленными нарушениями прав потребителей, которые сегодня допускают торговые организации.

Самым трудным этапом прохождения практики для студентов стало взаимодействие с органами государственного надзора, в частности, с Роспотребнадзором, куда студенты направляли обращения в электронном виде. Не редко чиновники надзорного органа, получив обращение, предлагали студентам лично приехать на прием в территориальные отделы, чтобы дать пояснения и подтвердить выявленные нарушения фотографиями на своих смартфонах. Несмотря на свой плотный учебный график, студенты находили время на визиты в Роспотребнадзор, получая при этом ценный опыт взаимодействия с государственной надзорной службой.

В результате на основании обращений студентов Роспотребнадзор вынес предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований магазинам «Дикси», «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит» и «Градусы». Также магазину «Магнит», нарушившему правила торговли алкогольной продукцией, предостережение вынес Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.   

Кроме направления обращений в надзорные органы, студенты публиковали отчеты  о своих проверках в группе «Общественный контроль» в социальной сети «Вконтакте». Эти посты всегда имели сотни просмотров и даже обращали на себя внимание некоторых торговых сетей – виновников публикаций. В частности, сеть «Пятерочка» в комментариях благодарила ребят за проделанную работу и обещала принять меры по факту выявленных нарушений.

Подводя итоги практики, Ксения Федотова, заметила, что проверки магазинов, проходившие в течение трех месяцев на территории Калининского района, дали ей бесценный опыт, который будет использован в будущей профессиональной деятельности.

Анастасия Филиппова, группа которой работала в Выборгском районе, отметила, что в этой части города находится много вузов, в которых обучаются тысячи молодых людей, а значит проведение мероприятий в сфере защиты прав потребителей особенно актуально на этой территории.           

Представляя отчет своей группы, отвечавшей за Центральный район, Альбина Гусарова сделала акцент на положительных изменениях, наступивших после обращения в Роспотребнадзор. Благодаря принятым мерам магазин «Градусы» устранил выявленные нарушения, что подтвердила повторная проверка.

Подводя итоги практических занятий, студенты, будущие работники сферы сервиса и торговли, отметили, что за эти три месяца приобрели ценный опыт и навыки, повысили свои профессиональные знания, а также во взаимодействии с Роспотребнадзором смогли защитить права потребителей, что подчеркивает актуальность и социальную значимость проведенных мероприятий по общественному контролю.