Цель проекта «Я - потребитель»: осуществление общественного контроля за соблюдением прав потребителей предприятиями розничной торговли Санкт-Петербурга силами студентов Высшей школой товароведения и сервиса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Задачи проекта «Я - потребитель»: организация внеплановых проверок Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу предприятий розничной торговли по фактам выявленных студентами нарушений.
В проекте 2017 г. участвовало 34 студента II и III курсов, обучающихся по направлению «Товароведение». Cформировано 10 рабочих групп, работавших в разных районах Санкт-Петербурга.
Всего было проверено 221 магазин в 10 районах города.
По результатам исследования качество услуг торговых предприятий оценивались по 100-балльной шкале:
 100-91 балл — отлично (нарушений практически не выявлено)
 90-81 — хорошо (незначительные нарушения)
 80-71 —  удовлетворительно (значительные нарушения)
 70 и ниже — неудовлетворительно (выявлены грубые нарушения).
Магазины, получившие самые низкие оценки рейтинга
| Район | Наименование | Фактический адрес | Баллы | 
| Невский | Реалъ | ул. Венская, 4/2 | 70 | 
| Центральный | Лайт | наб. реки Фонтанки, 50 | 37 | 
| Московский | Ашан | Пулковское шоссе, 25, к. 1 | 69 | 
| Калининский | Семишагофф | ул. Вавиловых, 19 | 67 | 
| Выборгский | Продукты 24 | Лесной пр., 61, к.3 | 38 | 
| Петроградский | ИдеЯ | Чкаловский пр., 15 | 69 | 
| Красно-гвардейский | Народный | пр. Косыгина, 21/ 1 | 57 | 
| Приморский | Продукты 24 | Коломяжский пр, 24 д | 34 | 
Типичные нарушения, выявленные в сетевых магазинах:
v Наличие продуктов с истекшим сроком годности; из-за широкого ассортимента товаров не всегда персонал успевает отследить товары с истекшим сроком годности и вовремя снять их с реализации;
v Из-за отсутствия специальных помещений для хранения товаров, или их недостаточной площади - часть товаров, при пополнении товарных запасов магазина размещается в торговом зале, что создает неудобства при перемещении покупателей;
v Очереди: из-за недостаточности узлов расчёта, найма неквалифицированного персонала, несовершенства оборудования и, как следствие, медленное обслуживание покупателей
v Частое изменение цен. Не всегда сотрудники оперативно заменяют ценники. Данная ситуация вводит покупателя в заблуждение;
v Зачастую маркировка продукции, произведённой (салаты, выпечка и др.), и/или расфасованной в магазине, содержит неполную информацию (отсутствуют данные об энергетической ценности (калорийности), составе, сроке годности, условиях хранения или др.) или неправильную информацию (встречаются ошибки в датах, несоответствие калорийности и кол-ва белков, жиров, углеводов и т.д.);
v Из-за больших площадей, сотрудники предприятия не успевают возвращать на места товары, оставленные покупателями по дороге к кассе
Типичные нарушения, выявленные в несетевых магазинах
- непрофессиональный подход к выкладке товаров и товаров и недостаточные знания относительно рационального использования экспозиционной и установочной площадей;
- продукция, упакованная в магазине имеет некорректную маркировку: без указания состава продукта, даты и времени изготовления, производителя и места нахождения производителя;
- Часто встречается нерациональная организация торгового процесса;
- площади магазинов зачастую имеют неправильную планировку, что приводит к неудобству нахождения необходимых товаров;
- нет грамотной вентиляции помещения: работа холодильников значительно повышает температуру в торговом зале, из-за этого находиться внутри становится некомфортно;
- если в магазине представлена алкогольная продукция, в большинстве случаев лицензия на неё отсутствует.





 
			





