Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«О'Кей» проиграл суд потребителям

Со второй попытки Красногвардейский районный суд признал противоправным порядок информирования потребителей об условиях возврата товаров в сети универсамов «О'Кей».

Кто-то собирает марки, кто-то фантики от конфет, а европейцы скрупулезно и методично – магазинные чеки. И хранят их годами, на всякий случай. Мы, россияне, в этом плане коллекционеры-новички. Как правило, чеки мы беречь не умеем, выбрасываем сразу же после выхода из торговой точки.

Закон «О защите прав потребителей» эту нашу особенность учел. Часть 5 статьи 18 гласит: «отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо другого документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

При этом в законе «О защите прав потребителей» сказано (пункт 1 ст. 25), что отсутствие кассового чека и т. п. не лишает покупателя возможности ссылаться на свидетельские показания.

Похоже, что юристы сети гипермаркетов «О'Кей» не знали об изменениях в законодательстве, которые действуют не первый год, и до недавнего времени попросту вводили покупателей в заблуждение относительно информации о порядке возврата товара.

Возвратить продавцу вещь ненадлежащего качества в «О'Кее» можно было «только при наличии кассового чека». Данная надпись красовалось на каждом пробитом чеке, что, как в итоге признал суд, ущемляло права неопределенного круга потребителей. Как объяснил в суде представитель сети гипермаркетов, данная информация была направлена лишь на то, чтобы покупатель сохранял, а не выбрасывал чеки.

Так уж получилось, что в июле нынешнего года Красногвардейский районный суд сначала дело прекратил. Но Санкт-Петербургская региональная общественная организация потребителей «Центр независимой потребительской экспертизы», выступившая в качестве истца, рук не опустила... и через судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда добилось торжества справедливости. В октябре дело было пересмотрено, и… выиграно. Крамольная надпись исчезла с чеков «О'Кея» в середине октября.

По словам Игоря Соломониса, руководителя юридической службы Центра, иски в защиту неопределенного круга потребителей, как это и было в случае с ООО «О'Кей», предъявляются, когда выявлены нарушения прав потребителей со стороны изготовителя(исполнителя,продавца), но неизвестны конкретные лица, чьи права были нарушены. После принятия и обнародования судебного решения в суд могут обратиться отдельные, уже конкретные граждане с требованием возместить убытки, понесенные ими в связи с незаконными действиями ответчика.

Подготовила Дарья ДЕДОВА