Владимир Путин 18 марта 2019 г. подписал закон № 38-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей».
Законом внесены дополнения в главу IV «Государственная и общественная защита прав потребителей» закона «О защите прав потребителей».
Так, появилась ст. 42.1, согласно которой органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны разработать региональные программы по защите прав потребителей и оказывать содействие не только органам местного самоуправления, но и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей.
В Петербурге до сих пор не было такой программы. Теперь, когда закон прямо обязывает городские власти ее принять, документ может быть утвержден уже в 2020 г. Предложения о ее подготовке будут внесены на ближайшем Координационном совете по вопросам защиты прав потребителей при губернаторе Санкт-Петербурга уже в июне этого года.
Если субъект Федерации обязан разработать такую программу, то муниципальные образования теперь также вправе это делать (ст. 44 закона «О защите прав потребителей»). Правда пока у муниципальных образований нет на это средств, но они, скорее всего, появятся также в будущем году, когда начнет действовать новый закон Санкт-Петербурга, регулирующий деятельность муниципальных образований, который недавно был внесен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.
Новеллой в законе «О защите прав потребителей» стала также ст. 42.3 «Подача и рассмотрение обращений потребителей», которая установила, что обращение потребителя может быть направлено в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме не только в Роспотребнадзор, но и в другие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также в органы исполнительной власти субъекта Федерации или в органы местного самоуправления.
При этом обращение потребителя может быть подано не только при личном приеме заявителя, но и направлено как по обычной почте, так и с использованием сети Интернет, в том числе, официального сайта органа государственного надзора, иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления, а также единого портала государственных и муниципальных услуг.
Статья 42.3 также предусматривает прием обращений потребителей и их консультирование в МФЦ. Однако это будет возможным только в том случае, если между МФЦ и Роспотребнадзором или органами государственной власти субъектов Федерации (органами местного самоуправления) будут заключены соответствующие соглашения. Сегодня в Петербурге такие услуги оказывают только 2 МФЦ из 52 – органы власти просто не имеют в своих штатах столько специалистов, чтобы покрыть потребности города.
Как отметил недавно на заседании рабочей группы Координационного совета по вопросам защиты прав потребителей при губернаторе Санкт-Петербурга председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий, систему государственной защиты прав потребителей необходимо строить не через МФЦ, которые, как правило, выполняют лишь роль посреднического звена между потребителем и Роспотребнадзором, а через развитие общественных приемных в муниципальных образованиях, поскольку именно муниципальные власти работают «на земле» и должны в том числе защищать права своих жителей. А в общественных приемных могут принимать граждан и представители общественных объединений потребителей, имеющие соответствующую подготовку и опыт в решении различных споров между продавцами и покупателями.
Кирилл Орлов