Товары, приобретенные в аптеке надлежащего качества, – лекарства, средства гигиены, медицинские приборы – согласно законодательству возврату или обмену не подлежат. Но если потребителю продан товар ненадлежащего качества, то как действовать в этом случае?
Недостатками лекарственных препаратов и медицинских изделий являются:
- истекший на момент продажи срок годности;
- отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;
- несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
- отсутствие инструкции по применению препарата;
- несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
- наличие в упаковке брака – сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.
Вернуть лекарство также возможно, если рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров). Ведь у рецептурных препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, которые способны ухудшить течение заболевания покупателя. Такой препарат должен быть принят фармацевтом назад.
Вам также обязаны обменять товар в случае, если фармацевт перепутал его наименование, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства. Будьте внимательны при покупке лекарственных препаратов: проверяйте правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы; требуйте проверки приборов в вашем присутствии, если это технически возможно.
Если у товара, приобретенного в аптеке, выявлен недостаток, то согласно ст. 18 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» в течение 14 дней, не считая дня покупки, вы можете:
- заменить его на товар этой же марки / этих же модели и (или) артикула;
- заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу.
Также вы можете предъявить эти требования продавцу в течение гарантийного срока, который установлен на медицинский бытовой прибор.
Если продавец отказывается принять товар ненадлежащего качества или заменить на новый, то в этом случае необходимо составить претензию в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей (если имеются), гарантийный талон (при его наличии).
На одном из экземпляров претензии продавец обязан поставить дату. свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также печать организации (при наличии). Один экземпляр претензии остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию необходимо направить ее почтой с уведомлением и описью вложения, что позволит в случае обращения в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу или суд подтвердить соблюдение претензионного порядка.
При оформлении претензии к продавцу обратите внимание на смысловую разницу слов «замена» и «обмен». Слово «замена» используется при требовании в отношении некачественного товара, слово «обмен» при требовании в отношении качественного товара.
Кирилл Орлов