Территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам РФ на основании обращений Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» провели внеплановые проверки в отношении изготовителей сыров, допустивших нарушения требований законодательства в области обеспечения безопасности и качества продукции.
Основанием для внеплановых проверок послужили результаты экспертизы образцов сыров разных торговых марок, полученные «Общественным контролем» летом этого года. Так, в продукции трех российских изготовителей в ходе лабораторных испытаний были выявлены несоответствия по пищевой ценности, а одна из упаковок имела недостоверную маркировку, вводящую потребителей в заблуждение относительно даты изготовления и сроков годности.
Так, в сыре «Адыгейский» торговой марки «Бутербродов» (ООО «Молзавод Новый», Республика Адыгея) массовая доля жира в пересчете на сухое вещество была ниже, чем указано на этикетке: 42% вместо 45%. Еще меньше – 39,5% вместо 45% – оказалась жирность в пересчете на сухое вещество сыра «Адыгейский» (ИП Хутыз Р.А., Республика Адыгея).
Преподаватель Высшей школы биотехнологии и пищевых технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Корж подчеркивает, что всему виной погоня за снижением себестоимости, ведь чем жирнее молочное сырье для производства мягкого сыра, тем оно изготовителю обходится дороже.
– Мягкие сыры должны быть эластичными, а такими они становятся именно за счет содержания в них определенного количества жира. Если его в продукте недостаточно, то он будет сухим и крошащимся при нарезке, – поясняет Алексей Корж.
Отметим, что по итогам экспертизы прошлого года в отношении продукции адыгейских предприятий ООО «Молзавод Новый» и ИП Хутыз Р.А. были высказаны аналогичные замечания, однако, как видим, они не устранены до сих пор.
В ходе собственного административного расследования Роспотребнадзор пришел к выводу, что ИП Хутыз Р.А. нарушил обязательные требования технических регламентов ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» и ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» при производстве сыра «Адыгейский». Производственный контроль осуществлялся не в полном объеме, с нарушением периодичности проведения лабораторных исследований по физико-химическим показателям (содержание массовой доли жира и массовой доли белка).
Также Роспотребнадзор принял меры в отношении ООО ТПК «Вердовский молочный завод», Рязанская обл.), который допустил нарушения при маркировке сыра «Мягкий Домашний». На упаковке этого сыра, приобретенного в начале июня в универсаме «Сезон» на пр. Маршала Жукова, д. 30, было указано два разных наименования продукта: один стикер гласил «Сыр мягкий Домашний», другой – «Сыр домашний вердовский». Причем на первом стикере была указана дата выработки 29.05.2020, а на втором – 20.08.2019 со сроком годности 120 суток. И это притом, что на основной этикетке, которая находится на лицевой стороне упаковки, изготовитель указывает срок годности сыра 35 суток! В отношении этого факта расследование продолжается. Роспотребнадзор выдал изготовителю предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в связи с выявлением продукции, не отвечающей требованиям.
Алиса Савельева