Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Резкий рост жалоб вызван падением качества жизни

Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу подвело итоги своей работы с обращениями граждан в 2020 году.

 

В ведомстве отметили, что рост жалоб по сравнению с предыдущим годом составил 36%, всего в Управление в прошлом году поступило 66 178 заявлений.

 Наибольшее количество обращений, поступивших за 2020 год, как и в предыдущие годы, касалось нарушений прав потребителей – 59,2%. Доля обращений на нарушения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения составила 40,8%.

Основная масса жалоб в сфере защиты прав потребителей связана с некачественно оказываемыми услугами – 69,6%. Часто петербуржцы жаловались на услуги ЖКХ (11,1%), медицинские услуги (9,8%), качество бытового обслуживания населения (8,8%), сервис интернет-магазинов (8,3%), транспортные услуги (8,3%), услуги связи (8,2%), финансовые услуги (6,6%).

В целом увеличение числа обращений к прошлому году на 28% произошло за счет увеличения количества обращений на некачественное предоставление жилищно-коммунальных, медицинских и транспортных услуг, а также услуг, оказанных дистанционным способом (через интернет).

Однако лидером по количеству жалоб неизменно остается розничная торговля – 30,4%, причем треть обращений связана с нарушениями в сфере интернет-торговли, а почти четверть обращений вызвана недовольством граждан качеством оказания услуг при реализации продовольственных товаров.

В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения жалобы в основном поступали на условия проживания в жилых помещениях (18,8%), на организацию питания населения (12,6%), на условия купания, занятия спортом, отдыха (9,2%), на шум (8,7%), на пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия (8,0%), на качество атмосферного воздуха (6,1%), на условия воспитания и обучения (5,6%), на качество питьевой воды и питьевого водоснабжения (5,3%).

Рост числа обращений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения составил к прошлому году 34,7%.

Управлением в 2020 году дано 125 заключений по делу в судах в целях защиты прав потребителей, подано 177 исков в суд, из них – 116 в защиту неопределенного круга лиц, 61 – в защиту конкретного потребителя. Присуждено денежных средств в пользу потребителей более 12,1 млн руб., из них компенсация морального вреда составила 740 тыс. руб.

Несмотря на резкий рост недовольства граждан качеством жизни, внеплановые проверки в прошлом году были проведены Управлением Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу только в отношении 2,7% обращений.

– Это означает, что по 97,3% обращений не были прияты меры и что более 64 000 петербуржцев не получили от государства защиту, на которую по закону имеют право, – комментирует Всеволод Вишневецкий, председатель СПб ООП «Общественный контроль». – Столь низкая эффективность системы государственной защиты прав потребителей вызвана многочисленными ограничениями в сфере контрольно-надзорной деятельности, введенными в последнее время, которые направлены на защиту предпринимателей от избыточных проверок и на ослабление системы административного давления на бизнес. В результате мы видим резкий рост нарушений прав потребителей практически во всех сферах.  

 

Алиса Савельева