В России хотят создать государственный онлайн-сервис для урегулирования потребительских споров.
В Государственную Думу внесен законопроект № 1138398-7, который предполагает создание специального онлайн-сервиса для урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей. Планируется, что данный сервис будет развиваться как составная часть портала госуслуг.
Проект федерального закона призван упростить и сделать более доступной защиту прав потребителей, а также снизить нагрузку на судебную систему.
Онлайн-сервис по урегулированию споров будет обеспечивать:
– возможность направления в электронной форме не только требований, но и всей необходимой для их рассмотрения информации;
– возможность получения потребителем сведений о ходе и результатах рассмотрения заявленных требований;
– фиксацию содержания требований и момента их направления;
– хранение сведений о датах направления и рассмотрения требований, а также о содержании всех сообщений, которыми обмениваются стороны спора, и предоставление этих сведений по запросу сторон;
– возможность привлечения для оказания содействия в урегулировании спора экспертов, специалистов, медиаторов.
Результатом урегулирования спора с помощью онлайн-сервиса может стать заключение между сторонами соглашения, предусматривающего конкретный способ удовлетворения требований потребителя в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и закона «О защите прав потребителей». Кроме того, вместо требования потребителя, к примеру, об устранении недостатков товара стороны могут договориться о возврате товара и возмещении его стоимости с предоставлением потребителю скидки на будущие покупки и т. д. Ну а если соглашение между сторонами не было достигнуто, то удовлетворение заявленных требований потребителя будет производиться в общем порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей.
Планируется, что новая альтернативная система урегулирования потребительских споров должна заработать в России в 2023 г.
Алиса Савельева