Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Справедливые цифровые финансовые услуги»

Под таким девизом в этом году отмечается Всемирный день прав потребителей, который ежегодно проводится 15 марта по инициативе международной организацией Consumers International.

 

Дата Всемирного дня прав потребителей приурочена к выступлению 15 марта 1962 г. в Конгрессе США президента Джона Кеннеди, который впервые озвучил четыре основных права потребителей:

– Право на информацию.

– Право на безопасность.

– Право на выбор.

– Право быть услышанным.

Позднее к ним были добавлены еще четыре права:

– Право на возмещение ущерба.

– Право на здоровую окружающую среду.

– Право на потребительское образование.

– Право на удовлетворение базовых потребностей.

Этот год для защитников прав потребителей юбилейный вдвойне: 60 лет со дня провозглашения Д. Кеннеди основных четырех прав потребителей и 30 лет со дня принятия российского закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992.

Девиз Всемирного дня потребителей всегда учитывает глобальные проблемы, с которыми сталкиваются потребители во всем мире. В последнее время пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых финансовых услуг. Однако не всегда эти услуги являются безопасными и качественными.

Как показывает анализ обращений на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступивших в Роспотребнадзор, наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:

  • на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
  • на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).

Финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам как эффективно и безопасно пользоваться услугой. В результате доверчивые и пожилые клиенты становятся объектом интереса для мошенников.

В этой связи СПб ООП «Общественный контроль» напоминает, что потребители должны тщательно оберегать свои персональные данные, не раскрывать другим лицам номера своих банковских карт, коды CVC и пин-коды, не подписывать никаких документов, если их смысл не до конца понятен и требуется консультация юриста, пользоваться цифровыми услугами, в том числе финансовыми, только в случае предоставления исполнителем услуги полной и достоверной информации об условиях договора.

Будьте бдительны, не дайте себя обмануть!

Кирилл Орлов