Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Просрочка, берегись!

СТУДЕНТЫ ПОЛИТЕХА ПРОШЛИ УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ В «ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ»

 

В конце учебного года в Высшей школе сервиса и торговли Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Петра Великого подвели итоги производственной практики студентов 2-го курса, осваивающих специальность «Товароведение».

 

Операция «Тайный покупатель»

 

Практические занятия проходили в сетевых и обычных продовольственных супермаркетах при поддержке Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль». В рамках практических занятий будущие работники сферы торговли и услуг в течение трех месяцев осуществляли мониторинг торговых сетей на предмет соблюдения продавцами законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Разбившись на семь групп численностью от одного до четырех человек, студенты проводили мероприятия по общественному контролю в шести районах Санкт-Петербурга: Калининском, Выборгском, Центральном, Петроградском, Приморском и Василеостровском. Под проверки попали как небольшие магазины формата «у дома», так и крупные гипер- и супермаркеты, такие как «О’КЕЙ», «Лента», «Перекресток», «Дикси», «Пятерочка», «Магнит» и «Семишагофф». 

Перед практикантами была поставлена задача выявлять на прилавках товары с истекшим сроком годности, товары без ценников или с неправильно оформленными ценниками, товары без маркировки или с ненадлежащей (неполной) маркировкой, проверять температурный режим хранения скоропортящихся товаров, правила выкладки молочной продукции, вина, выявлять нарушения правил товарного соседства, санитарных условий реализации товаров и т. д.

Все замечания фиксировались на смартфоны, затем информация о выявленных нарушениях через портал «Госуслуги» направлялась в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу для принятия мер.

– Сегодня в России действует мораторий на плановые и внеплановые проверки, под который попали предприятия сферы торговли, – комментирует Всеволод Вишневецкий, председатель СПб ООП «Общественный контроль». – Это означает, что сотрудники Роспотребнадзора почти не проверяют магазины по жалобам потребителей. Инспекция может быть назначена, только если гражданину уже причинен вред здоровью или существует явная угроза причинения такого вреда. По другим основаниям – например, наличие просрочки, отсутствие ценников, нарушение температурных режимов хранения продукции, отсутствие полной информации о товаре и т. д. – проверки не проводятся. В этой связи метод «тайного покупателя», который использовали студенты, стал эффективным механизмом в борьбе с многочисленными нарушениями прав потребителей, которые сегодня допускают торговые организации.

 

Роспотребнадзор в помощь

 

Самым трудным этапом прохождения практики для студентов стало взаимодействие с органами государственного надзора, в частности, с Роспотребнадзором, куда студенты направляли обращения в электронном виде. Нередко чиновники надзорного органа, получив обращение, предлагали студентам лично приехать на прием в территориальные отделы, чтобы дать пояснения и подтвердить выявленные нарушения фотографиями на своих смартфонах. Несмотря на плотный учебный график, студенты находили время на визиты в Роспотребнадзор, получая при этом ценный опыт взаимодействия с государственной надзорной службой.

В результате на основании обращений студентов Роспотребнадзор вынес предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований магазинам «Дикси», «Перекресток», «Пятерочка», «Магнит» и «Градусы». Также магазину «Магнит», нарушившему правила торговли алкогольной продукцией, предостережение вынес Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

Будущие работники сферы сервиса и торговли, подводя итоги практики, отмечали, что за эти три месяца приобрели бесценный опыт и навыки, повысили свои профессиональные знания, а также во взаимодействии с Роспотребнадзором смогли защитить права потребителей, что подчеркивает актуальность и социальную значимость проведенных мероприятий по общественному контролю. А студентка Альбина Гусарова сделала акцент на положительных изменениях, наступивших после обращения в Роспотребнадзор. Благодаря принятым мерам магазин «Градусы» устранил выявленные нарушения, что подтвердила повторная проверка.

Студенты, добившиеся лучших результатов, были отмечены благодарственными письмами СПб ООП «Общественный контроль», а также поощрительными призами – фирменными кружками газеты «Петербургское качество», которой в этом году исполняется 25 лет. 

Алиса Савельева