Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Не каждая жалоба доведет до внеплановой проверки

С 1 января 2017 года вступают в силу изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», осложняющие потребителям процедуру подачи жалоб в Роспотребнадзор для защиты своих прав.

Так, основанием для проведения Роспотребнадзором внеплановой проверки будет являться нарушение прав потребителей при обязательном условии, что потребитель обращался за защитой своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Таким образом, с нового года установлен обязательный претензионный порядок для защиты прав потребителей, несоблюдение которого гражданином будет являться основанием для бесспорного отказа в организации и проведении проверки по его обращению.

В связи с нововведением Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу рекомендует гражданам воздержаться от приобретения товаров и услуг у продавцов, не соблюдающих элементарные требования законодательства в части предоставления обязательной информации о лице, осуществляющем деятельность, так как отсутствие необходимых данных затруднит процесс обращения к предпринимателю за защитой нарушенных прав и не позволит обратиться за защитой прав в надзорный орган.

При обращении гражданина в Роспотребнадзор с жалобой на неправомерные действия продавца товара (исполнителя услуг) потребителю необходимо в обязательном порядке приложить к заявлению документы, подтверждающие взаимоотношения с субъектом предпринимательской деятельности (договоры, квитанции, чеки, заказ-наряды, акты, претензии, с подтверждением вручения или отправки по почте, ответы на претензии, переписку, акты проверки качества товара, экспертные заключения (при наличии), фото (при наличии) и т.п.).

Как сообщили в Управлении Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, обращения граждан, не содержащие вышеуказанных документов, не могут являться основанием для организации контрольно-надзорных мероприятий.

 

Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»:

– Поправки в ФЗ № 294, вступающие в силу с 1 января 2017 года, направлены на ограничение прав граждан обращаться за защитой своих нарушенных прав в государственный орган власти. Эти поправки реализованы благодаря усилиям Всероссийской политической партии «Единая Россия» и в первую очередь выгодны предпринимателям, делающим свой бизнес за счет обмана потребителей. Новое требование закона прежде всего ударит по правам и интересам социально слабо защищенных слоев населения, куда входят пожилые люди, многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями, пенсионеры. Я с трудом себе представляю бабушку или инвалида, которые должны будут теперь сами собирать доказательства нарушения своих прав, зачастую не зная, как это делать правильно, фотографировать товары, устанавливать информацию о лице, совершившем в отношении них мошеннические действия. Для них и сейчас является непростой задачей отправить обычную жалобу на сайте Роспотребнадзора, а с нового года защита своих прав для этой категории граждан станет еще более недоступной. Очевидно, что с нового года поток обращений граждан в Роспотребнадзор начнет снижаться, а в общественные организации потребителей, наоборот, увеличиваться. Серьезно увеличится и нагрузка на граждан, вынужденных самостоятельно заниматься защитой своих нарушенных прав.

 

Кирилл Орлов