Имя Василия Драгана на петербургском заводе «Игристые вина» связывают с возрождением старейшего российского предприятия. Уроженец Молдавии, виноградарь и винодел, он пришел на питерский завод в ноябре 1999 года в качестве директора и в 2001 году стал его генеральным директором. В 2002 году Василий Драган был удостоен почетного звания «Человек года» – «Заслуженный деятель Северо-Запада России» в номинации «Директор года».
– Наверное, так. Ведь Молдавия – республика винодельческая, каждый сельский житель которой имеет контакт с виноградником и опыт в производстве вина. И это передается из поколения в поколение.
– В том числе и в вашей семье?
– Я из большого, богатого виноградниками села Быудей (по сорту винограда это белая и изабельная зона, поэтому, наверное, я больше всего люблю именно белое вино). Из семерых детей в нашей семье я самый младший. Среди нас есть врач, учитель, предприниматель. Но большинство (четверо) выбрали своей профессией виноделие. В Молдавии я был президентом компании «Классиквин», которая поставляет в Петербург лучшие виноматериалы. Теперь ее возглавляет мой брат.
– Антиалкогольная кампания 1985 года пришлась на начало вашей профессиональной карьеры? – Я тогда окончил техникум виноделия и отслужил в армии, готовясь учиться виноделию дальше, в институте.
– Что вы тогда чувствовали?
– Все, кто профессией и жизнью связан с виноградарством, – со слезами на глазах наблюдали, как уничтожались годы их упорного труда. Ведь виноград – культура очень капризная, дающая первый урожай только лет через пять. В Молдавии тогда была срезана третья часть всех виноградников, а оставшиеся померзли – Бог в довершение наказал людей за глупость.
– Оправилась молдавская земля с тех пор?
– До 1985 года на более чем 250 тысячах гектаров земли Молдавии производился 1 миллион 300 тысяч тонн винограда. Сегодня официальная цифра занятой виноградом площади – 114 тысяч гектаров, с которых получили в минувшем году 350 тысяч тонн винограда.
– Василий Михайлович, с какими трудностями вы столкнулись, возглавив в 2001 году завод «Игристые вина»? – В развитие старейшего в России завода по производству шампанских вин с 1984 года не вкладывалось ни копейки, отсутствовали инвестиции в технологию производства, реконструкцию здания. И здесь я не вижу вины бывшего директора. Наоборот, огромная заслуга Егорова в том, что он сумел в сложное время сохранить предприятие как единое целое, в собственности России. А ведь многие крупнейшие предприятия страны были тогда разбазарены.
– За что вы были удостоены звания «Человек года-2002»?
– Я не считаю себя здесь временным человеком. Мне небезразлично, каким будет предприятие в будущем, какого качества вина будут стоять на столах у петербуржцев. Чтобы защитить имя завода – в своем роде визитной карточки Петербурга, – надо было срочно инвестировать деньги в новые технологии и поднимать качество продукции. С 2001 года в производство и реконструкцию завода вложено 5 миллионов долларов, что уже дало огромный положительный эффект.
Брют как обнаженное тело
– Какое ваше любимое шампанское?
– Самое любимое – брют.
Именно он ярче всего показывает все недостатки тела шампанского. Если получаешь удовольствие от брюта, значит, это шампанское супер! Еще люблю наши «Золотые купола», сухое выдержанное элитное шампанское (срок его выдержки – больше года, вместо шести месяцев, как предписывает инструкция).
– Вы сталкивались с фальсификацией своей продукции на рынке?
– Конечно. В 2001 году правоохранительные органы полтора месяца работали по поиску группы, которая занималась фальсификацией нашего шампанского. Объемы у теневиков были сумасшедшие, чуть ли не 10 тысяч бутылок в день! В каком-то ангаре промышленной зоны они разливали свой продукт и лепили наши этикетки.
– Какого качества, на ваш взгляд, ассортимент вин, который предлагает нам сегодня торговля? – Скажу так: вся винная продукция, по моему мнению, на 95 % – это дешевые вина среднего уровня качества. Все-таки большинство покупателей ориентируются на самую низкую цену, а потому и предложение торговли соответствующее. Даже французские, испанские, итальянские (не все, конечно, но большая часть!) – далеко не лучшие образцы…
– Посоветуйте, как выбрать качественное вино из недорогих?
– Знаете, совет дать сложно, так как действительно трудно сориентироваться среди изобилия вин, которые сегодня есть на рынке. К большому сожалению, можно один раз взять, например, «Каберне» и получить удовольствие, а через месяц взять такое же вино этого же завода, и эффект получить противоположный. К тому же яркое оформление этикетки, увы, не показатель качества. Правильнее будет выбрать вино, ориентируясь по цене. У вин среднего класса ценовая планка – от 60 рублей.
Не мог привыкнуть к питерским сосискам…
– Какие вина покупаете вы?
– Когда я хочу купить бутылку хорошего вина, то беру если красное, то чилийское, белое – новозеландское. Люблю вина Австралии, ЮАР, Аргентины. Они своеобразные, легкие и интересные.
– А ваши предпочтения в закусках?
– На моем столе всегда бывают фрукты. Очень люблю рыбу: белую, нежирную – карп, судак, сиг. Не откажусь и от лосося. Из мясного – в основном индейку и говядину.
– Товары каких питерских производителей предпочитаете?
– Из сладкой продукции – фабрик им. Крупской и «Азарта». Из рыбных – рыбзавод Калининского района. Из молочных изделий предпочитаю продукцию «Петмола» – просто привык к ней. Мясо, овощи и фрукты в основном покупаю на рынке.
– Приходилось вам разочаровываться в товарах как потребителю?
– В последнее время все реже. Но несколько лет назад, как только приехал в Петербург, долго не мог привыкнуть к ненатуральному вкусу мясных продуктов – сарделек, сосисок, вареных колбас. Сегодня их качество значительно повысилось. То же скажу и о молочных изделиях. Теперь к нашим производителям у меня претензий нет. Но вот в магазинах можно нарваться на несвежие продукты.
– На что вы обращаете внимание, выбирая продукты питания?
– В первую очередь, смотрю на упаковку. Срок годности – это самое главное. Потом смотрю на производителя (если это колбасное или молочное изделие). Смотрю на дизайн. Если товар упакован плохо – брать его остерегаюсь.
– Торговля по качеству обслуживания, на ваш взгляд, подтягивается за изготовителями?
– Несомненно, за последние четыре года она изменилась в лучшую сторону. Но бывают у меня и претензии. В универсаме «Паттерсон» перед Новым годом я увидел, что «Вербенское» шампанское выставлено в коробах от нашего шампанского. Сделал замечание. Через неделю захожу – «Вербенское» по-прежнему в наших коробках. Но мало того, еще и на ценнике написано: «Цимлянское», завод «Игристые вина». Говорю продавцу: «Цимлянское» никакого отношения к «Игристым винам» не имеет! А продавец только недоуменно плечами пожимает. Вот так вводят в заблуждение покупателей. Считаю, такие ошибки в современной торговле недопустимы.
В подвал – на дегустацию!
– Что, кроме работы, радует вас в жизни?
– Работа дает мне возможность путешествовать. Очень люблю бывать в странах виноделия – Италии, Франции, Аргентине, Австралии, ЮАР. Это служебные командировки, но это еще и огромное удовольствие, так как получаю новую информацию, знакомлюсь с новыми видами вин, учусь у своих коллег.
– Догадываюсь, что вы, к тому же, и коллекционер?
– В Молдавии у меня есть коллекция из 5 тысяч бутылок вин. Самые ценные экземпляры – конечно, «Каберне». У завода «Игристые вина» тоже должна быть своя коллекция. Через год в подвале главного здания будем создавать большой дегустационный зал-ресторан, где будет выставлена коллекция лучших молдавских вин 15–20-летней выдержки, которые можно будет также и заказать. Посетитель платит за вход, допустим, 150 рублей – и дегустирует вина сколько хочет.
– На каком уровне сегодня находится культура пития петербуржцев?
– Она определенно выше, чем в других городах России. Если же сравнивать с Молдавией, то тут надо разделить: культура пития чего? Если водки – то она выше, чем в Молдавии, если вина – то ниже. Мы стараемся прививать петербуржцам истинную культуру пития лучших вин.
– Какой подарок готовите горожанам к 300-летию Петербурга?
– Шампанское «Санкт-Петербург юбилейный». Для него выбрали самые лучшие купажи, оно сейчас выдерживается, набирает аромат.
– Чтобы они читали вашу газету и не сомневались в выборе производителей, на которых она ориентирует. Мы, производители, улучшаем свою продукцию только для потребителей.
Беседовала Алла Фесенко