Известный питерский актер Андрей Краско в минувшем году добавил себе популярности, блеснув новыми киноработами и театральными ролями. Краско снялся в фильмах «Олигарх» и «Копейка», в одночасье вошедших в число лидеров российского проката. А спектакль «Смерть Тарелкина», где он играет главную роль, вот уже целый год вновь и вновь собирает полные залы зрителей. Сегодня вместе с Андреем Краско корреспондент «ПК» попытался разобраться, сколько стоит отличное качество.
За качество надо платить
В жизни ничего не дается даром. Еда, одежда, сервис и даже творческий труд и полноценный отдых требуют определенных физических и моральных затрат, выражаемых соответствующим денежным эквивалентом. Поэтому из всех вопросов, возникающих в нашей повседневной жизни и требующих оптимального решения, важнейшим является соотношение качества продукта или услуги и той цены, которую за него необходимо заплатить.
– Андрей Иванович, как известно, все материальные и духовные блага имеют свою цену. В зависимости от ее величины приходится постоянно делать выбор – подходит ли нам данный продукт, в том числе и творческий, стоит ли отдать за него требуемый эквивалент стоимости или затраты на этот продукт превысят предполагаемое его качество? Взять хотя бы киноиндустрию?
– Конечно, при создании телесериала необходимо соотносить стоимость его производства с конечным результатом, который удовлетворил бы зрителей. Помимо вложенных денег, решающим фактором является профессионализм актеров и постановщиков. Это нелегкий труд, но если актер согласился сниматься, он должен работать «на полную катушку». Вот и великий Качалов говорил: «Можно телефонную книгу прочесть так, чтобы народ плакал и смеялся». Бывает, не хватает денег на трюки. Одну и ту же машину на съемках «Агента национальной безопасности» разбивали и восстанавливали несколько раз. Но при любых условиях настоящий режиссер не может себе позволить снимать некачественно.
А лучшие режиссеры, по моему мнению, получаются из людей, попробовавших себя на всех ступеньках своей специальности, начиная с ассистента, или, еще лучше, владеющих несколькими киношными профессиями. Так, гениальный Василий Шукшин, будучи одновременно сценаристом, режиссером и актером, создавал подлинные шедевры. Глыба кинематографа Алексей Герман, если требовалось, делал огромное количество дублей и «выстраивал» их.
С другой стороны, иногда эпизод необходимо снять всего за один раз.
Короче, делать кино должны профессионалы... Вот и по жизни – если продукт создают мастера своей специальности, можно надеяться, что, даже заплатив за него очень приличную сумму, мы получим гарантированное качество.
– Как вы соотносите цену и качество приобретаемых вами вещей и продуктов?
– Производители должны отвечать за качество предлагаемого продукта или изделия. На это и ориентируюсь. Возьмем продукты питания.
Основу нашего семейного рациона составляют, как и у многих, мясо, рыба, овощи и чай. Закупаем все это обычно на Ситном рынке – по нескольким причинам.
Во-первых, широкий ассортимент. Большой выбор свежей зелени, а охлажденное мясо, которое достаточно сложно найти в магазинах, там, к примеру, всегда есть.
Во-вторых, цены на те же самые продукты гораздо ниже. В - третьих, определился круг продавцов, которые, не обманывая, подскажут – что посвежее, что повкуснее. В-четвертых, все можно пробовать на вкус. Скажите, в каком магазине вам дадут попробовать сметану? И главное, как мне кажется, качество продуктов на рынке выше, применительно к их цене. Видимо, за аренду мест хозяева платят меньше и торгуют без посредников. Что касается упаковки, у меня сложилось такое субъективное мнение, что чем хуже продукт, тем красочнее его упаковывают.
Одежду покупаю ту, которую удобно носить, – свободного фасона, не связывающую никакими условностями, с большим количеством карманов.
Подразумевается приличное ее качество, цена при этом большой роли не играет, хотя для меня, как и для любого нормального человека, существует ценовой предел, выше которого «не прыгнешь». Достоинства вещи определяю легко, благодаря опыту, приобретенному за время работы в пошивочном кооперативе (был такой период в моей жизни). Покупая сложную бытовую технику, советуюсь сначала со специалистами.
– Вы могли бы прокомментировать готовящуюся реформу жилищно-коммунального комплекса? – Повышать тарифы можно, если повысится качество коммунальных услуг, предоставляемых населению. А они-то как раз оставляют желать лучшего.
Штаты раздуты непомерно. Со времен Гоголя чиновники паразитируют на нас.
Вместо того чтобы взять еще нескольких сантехников, берут теток, которые сидят и хамят. В то же время в доме, где живет мой младший сын, подвал постоянно залит горячей водой, подмывающей фундамент. Куда только не звонили, куда не обращались – бесполезно. Потом удивляемся, почему дома рушатся!
Мы платим сегодня чудовищные деньги за тепло и воду, которые в таком количестве не расходуем. Главный их потребитель – подвал. А качество воды? Лет 10–15 назад воду из-под крана можно было пить, теперь она просто омерзительна. И еще. Как сказал Жванецкий, есть четыре фактора, которые нам постоянно мешают: зима, лето, осень и весна. Каждую зиму полной неожиданностью оказываются морозы и снегопады. Но сани-то нужно готовить летом. Короче говоря, качество услуг, которые мы получаем от ЖКК, совершенно не соответствуют цене, которую мы за них платим.
Голь на выдумки хитра
– Что требуется для того, чтобы качество спектаклей и фильмов отвечало не только стоимости билета, но и положительному восприятию публики? – За рубежом постановки в приличных театрах стоят больших денег.
Это высокие гонорары популярным актерам, создание превосходных декораций и костюмов, отвечающих сюжету пьесы и замыслу режиссера, сцена, оснащенная современным оборудованием и приспособлениями, и многое
другое. У наших театров денег нет, чего-то всегда недостает, что-то вообще отсутствует. Тем не менее это не должно приводить к потере качества спектакля, как результата работы всего коллектива. Голь на выдумки хитра – такова тенденция деятельности подавляющего большинства российских театров.
Бывает и наоборот, особенно в кино. В проект вкладываются огромные деньги, приглашаются дорогие актеры, но все это порой не обеспечивает настоящего качества. С другой стороны, играет роль элемент удачи: в сочетании с талантом фарт даже при минимальном финансировании сопутствует, зачастую, рождению шедевра, который интересно смотреть от начала до конца. Возьмем картину «Брат». Совсем недорогой фильм.
Но в его креатуре нашли выражение и гений Алексея Балабанова, который придумал и снял эту историю, и продюсерский дар Сергея Сельянова, собравшего воедино все составляющие успеха, и, безусловно, актерские таланты Виктора Сухорукова и Сергея Бодрова-младшего.
– А на театре? Существует мнение, что «Смерть Тарелкина» можно играть по-другому? Что этот спектакль должен нести гораздо большую художественную выразительность? – Сейчас под антрепризу много гонят халтуры, поэтому нашей задачей было доказать, что это не просто «чес», что в антрепризе можно ставить серьезную драматургию, а спектакль может стать шедевром театрального искусства. Текст произведения А.Сухово-Кобылина для сегодняшнего зрителя тяжеловат, и, мне кажется, режиссер Юрий Бутусов и художник Александр Шишкин точно угадали жанр и способ постановки – присутствуют элементы буффонады, а игровое пространство напоминает арену цирка.
Владимир Дмитриев
Фото: Андрея Сладкова