Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Кто ответит за испорченный отпуск?

Следственный комитет России ищет виновных

 

В разгар летнего сезона сразу семь компаний объявили себя банкротами. Первым, 16 июля, «со сцены» ушел крупнейший петербургский туроператор «Фирма Нева». Позже стало известно о приостановлении деятельности туроператоров «Роза ветров Мир», «Экспо-тур», «Идеал-тур», «Лабиринт», «Интаэр» и «Нордик Стар». В результате пострадали десятки тысяч российских туристов. Следственный комитет России возбудил пять уголовных дел о мошенничестве, ведутся проверки. Между тем кое-кто из руководителей фирм-банкротов «ушел в подполье». Так, стало известно, что владелец «Лабиринта» и «Идеал-тура» Михаил Шаманов перестал выходить на связь.

 

Туристический ад

 

Как рассказала «ПК» руководитель Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская, причин туристического кризиса несколько. Одна из них – продажа путевок по цене ниже себестоимости из-за очень высокой конкуренции:

– В 1990-е годы, когда большое количество людей получило возможность посещать зарубежные страны, выездной туризм был очень прибыльным бизнесом. Сегодня его рентабельность для туроператоров упала в несколько раз. Компании в борьбе за лояльность потребителя стали продавать дешевые туры с целью заработать «на оборотах»: чем больше туристов, тем больше средств можно вкладывать в новые чартеры, новые программы и т.д.

Но здесь очень важно, чтобы поток туристов был постоянным. Если он сокращается, то возникает «кассовый разрыв»: нехватка средств для оплаты пребывания и возврата на Родину уже улетевших клиентов.

К другим причинам туристического коллапса относят общее снижение платежеспособности населения в стране, рост курса евро и доллара.

Среди политических причин называют рекомендацию властей не выезжать за границу сотрудникам силовых ведомств. В этом году от зарубежного отдыха пришлось отказаться не только силовикам, но и их семьям. В частности, об этом заявила и «Фирма Нева», объясняя свое банкротство.

Некоторые россияне отказываются в этом году от зарубежного отдыха из-за политической напряженности между Россией и странами ЕС: кто-то не желает вкладывать деньги в зарубежную экономику из-за санкций, кто-то опасается за недружелюбное отношение к себе за границей.

 

Следствие покажет

 

По предварительным данным, наибольшее число пострадавших туристов – среди клиентов «Лабиринта». Их число может достигнуть 65 тысяч человек. Из-за банкротства «Фирмы Нева» был испорчен отпуск более 20 тысяч граждан. В целом из-за ухода с рынка семи туроператоров пострадали около 80 тысяч туристов.

Обманутые потребители активно обращаются за денежными компенсациями в страховые компании. Но уже сейчас ясно, что суммы возмещений, если они и будут выплачены, не покроют полностью стоимость путевок.

Следственный комитет России возбудил пять уголовных дел о мошенничестве по фактам незаконных финансовых операций, проведенных туристическими компаниями «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Фирма Нева» и «Экспо-тур». Ведутся проверки в связи с приостановкой деятельности других туроператоров.

По данным следствия, владельцы указанных фирм знали о больших неоплаченных счетах перед своими партнерами и не могли погасить долги из своих средств, но продолжали продавать гражданам путевки. Практически деятельность названных туроператоров превратилась в финансовую пирамиду. На имущество пяти турфирм-банкротов может быть наложен арест для возмещения ущерба клиентам.

Владельцы и руководители пяти компаний, приостановивших свою деятельность, уже известны следствию. В Петербурге к некоторым из владельцев пришли с обысками, причем обыскивали и офисы, и дома. В ходе обысков изъяли всю финансово-хозяйственную документацию.

 

Что делать?

 

Если вы узнали о ликвидации своего туроператора, находясь на отдыхе, сразу же выясните у принимающей стороны, оплачен ли ваш отдых и в полном ли объеме. Если же оплата отсутствует, то у вас есть два варианта:

1. При наличии денежных средств вы можете самостоятельно оплатить проживание в отеле и перелет на Родину, а вернувшись домой, обратиться за компенсацией своих расходов в страховую компанию. Обязательно получите от отеля квитанцию и расписку, что туроператор выплату за вас не произвел и вы оплачивали расходы самостоятельно. Такие же документы нужно получить и от авиаперевозчика. Спустя 30 дней с момента подачи вами заявления в страховую компанию вам должны дать ответ, выплатят ли вам стоимость путевки полностью или частично. В случае несогласия вы имеете право обжаловать это решение в суде. Также вы вправе подать в суд на туроператора.

2. Если вы не располагаете средствами для повторной оплаты проживания в отеле и авиаперелета, вы должны обратиться в ассоциацию «Турпомощь» через сайт организации. В течение суток «Турпомощь» должна принять решение о вывозе туриста и провести организационную работу. Ассоциация оплачивает время пребывания туриста в гостинице до прибытия самолета и билет на авиарейс в Россию. Турист при этом никаких финансовых расходов не несет. По возвращении на Родину вы также вправе потребовать компенсацию от своей страховой компании.

 

Слово – эксперту

 

Арнольд Риш, вице-президент ОАО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга»:

 

– Основные причины кризиса: демпинг, избыток предложений по сравнению со спросом, значительный спад туристического рынка (на 20–30%), удешевление рубля и подорожание евро, а также огромный «кассовый разрыв».

Из-за прекращения деятельности операторов сегодня страдают не только туристы, но и турагенты. У них ежедневно появляются все новые и новые пострадавшие клиенты. Но юридически ответственность за непредоставление тура лежит на туроператоре. А ответственность туроператора – в руках страховой компании.

Единственный механизм, который сегодня работает, – экстренный возврат туристов из-за рубежа. Благодаря ассоциации «Турпомощь» и ее компенсационному фонду, состоящему из взносов туроператоров, многие пострадавшие туристы этим летом смогли вернуться домой.

Надежда Горчева