Немало жалоб в общественные организации потребителей поступает на мебельные компании. В частности, из-за большого количества заказов изготовители мебели нередко нарушают сроки исполнения договоров, а спешка отражается на качестве изделий.
Семь раз отмерь…
Нередко сами потребители допускают ошибки, которые затем непросто исправить. Так, петербуржец Сергей Скоробогатов присмотрел в одном из магазинов мебели кухонный гарнитур стоимостью 20 тысяч рублей. Внешние размеры мебели (высота, глубина и ширина), указанные на вывеске рядом с выставочным образцом, как раз ему подходили. Потребитель согласовал с менеджером план кухни и заключил договор. Правда, вместо конкретных размеров документ содержал следующую формулировку: «размеры кухни соответствуют выставочному образцу».
При получении заказа мужчина обнаружил, что глубина внутренних ящиков и полок под столешницей в два раза меньше, чем необходимо. Осмотреть эти части в магазине возможности не было, поскольку все образцы располагались очень плотно друг к другу.
Покупатель решил вернуть товар в салон, но на устную просьбу получил отказ. Тогда он обратился в Общество по защите прав потребителей Санкт-Петербурга. Юристы помогли мужчине составить письменную претензию в адрес продавца. Магазин вновь ответил отказом, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, согласно которому бытовая мебель (мебельные гарнитуры и комплекты) надлежащего качества не подлежит возврату и обмену на аналогичный товар других размеров, форм, габаритов, расцветок или комплектаций. Иными словами, если в купленной мебели нет никаких недостатков, продавец не обязан удовлетворять претензии потребителей. Правда, только в том случае, если вся информация о товаре была доведена до покупателя в полном объеме.
– В данном случае мы настаиваем на том, что продавец не предоставил покупателю полную информацию о параметрах товара, – говорит ведущий юрист общественной организации Юлия Терешкина. – Согласно ст. 12 Закона «О защите прав потребителей», если при заключении договора покупателю не предоставили всю необходимую информацию о товаре (работе, услуге), он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Должное качество – в должные сроки
Кроме полноты и достоверности предоставляемой в момент покупки информации, большое внимание следует уделять проверке качества товара. При получении мебели (как в магазине, так и на дому) не пренебрегайте проверкой ее комплектности и наличия внешних дефектов. Не забудьте попросить у продавца сертификат или паспорт изделий, а также инструкцию по сборке. Проверку проводите, вскрывая упаковки всех принимаемых пакетов с деталями. Осмотрите в первую очередь лицевые панели, зеркала, стеклянные поверхности на наличие царапин, сколов, вмятин, проверьте фурнитуру.
Согласно ст. 4 Закона «О защите прав потребителей», а также ст. 469 Гражданского кодекса РФ, продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует условиям договора, требованиям стандартов и обычно предъявляемым требованиям к товарам подобного рода.
В случае обнаружения недостатков в мебели, приобретенной по образцу, ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», а также п. 3 ст. 503 ГК РФ позволяют покупателю потребовать:
а) замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) либо замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Эти требования должны быть выполнены продавцом в течение 7 дней, при проведении проверки качества – 20 дней, в случае отсутствия необходимого для замены товара – в течение месяца;
б) соразмерного уменьшения покупной цены либо возврата уплаченной за товар суммы. Продавец должен исполнить эти требования в течение 10 дней;
в) незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем либо третьим лицом. Срок устранения недостатков товара также может определяться в письменной форме по соглашению сторон.
При этом потребитель имеет право на полное возмещение убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а за неисполнение сроков по передаче мебели может потребовать за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 0,5% цены товара.
Важно помнить, что вышеперечисленные требования потребитель вправе предъявить в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока.
В соответствии со ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение сроков, предусмотренных статьями 20 (нарушение сроков устранения недостатков), 21 (замена товара) и 22 (сроки возврата денежных средств) того же закона, продавец (изготовитель), допустивший такие нарушения, платит потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара.
Статья 23.1 закона говорит и о том, что делать потребителю, если продавец уже получил предоплату, но так и не передал товар в установленный договором купли-продажи срок. Покупатель по своему выбору вправе потребовать установить новый срок либо уплаченную сумму. В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара продавец платит потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере половины процента суммы предоплаты. Пени взыскивается со дня, когда должна была состояться передача товара потребителю.
Надежда Горчева