Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Берегитесь продавцов ионизаторов!

В Санкт-Петербурге недобросовестные продавцы навязывают пожилым людям покупку «чудо-приборов» для очистки водопроводной воды. При этом доверчивые потребители берут на себя внушительные кредитные обязательства. Опомнившись, люди начинают бить тревогу. Однако расторгнуть договор, подписанный добровольно, - задача не из легких.

 

В редакцию «ПК» пришло тревожное письмо от петербурженки Екатерины Егоровой, в котором она поделилась свои печальным опытом. Накануне Нового года ей позвонил мужчина, который представился сотрудником Водоканала. Он предупредил женщину о своем скором визите якобы с целью проверки состояния водопровода и качества самой воды. Уже через пару часов пенсионерка, которая находилась в квартире одна, впустила незнакомца. Все, что происходило после этого, Е. Егорова помнит смутно. По ее словам, гость оказал на нее психологическое давление, в результате чего женщина приобрела дорогостоящий ионизатор воды, который ей явно не по карману.

Пенсия Е. Егоровой – 8000 рублей, а стоимость ионизатора – 96000 рублей. Мужчина, который изначально представился сотрудником Водоканала, а впоследствии оказался представителем фирмы ООО «Нано Платинум», предложил пожилой женщине приобрести товар в кредит сроком на три года. Первый взнос составил 4000 рублей. Кредит тут же был оформлен. Всего с учетом процентов пенсионерке предстоит заплатить за ионизатор 148799 рублей.

Как рассказала дочь обладательницы дорогостоящего прибора Анжела, Е.Егорова решила расторгнуть договор купли-продажи, однако фирма-продавец ответила отказом, мотивируя тем, что имеется аудиозапись, свидетельствующая о том, что звонивший мужчина представился пенсионерке сотрудником ООО «Нано Платинум». Обращение в банк также оказалось тщетным.

Между тем, случай навязывания покупки ионизаторов воды далеко не единственный в Санкт-Петербурге и Ленобласти. В интернете можно найти массу жалоб на ООО «Нано Платинум» и ее методы работы.

 

Юлия Терешкина, ведущий юрист Общества по защите прав потребителей СПб:

 

- В нашу организацию также поступают подобные жалобы. Как рассказывают обратившиеся, при демонстрации ионизаторов и проведении сравнительного анализа воды из-под крана, каждому из потребителей показывают как вода «окрашивается» в яркие краски, что, по словам представителей торговых фирм, свидетельствует о некачественной очистке. Однако, в тот момент, когда происходит эта разноцветная «химическая реакция», людей отвлекают, и, судя по рассказам, в один из сосудов с водой подсыпают цветной порошок. Выглядит все это очень эффектно.

Себестоимость таких ионизаторов не превышает 5000 рублей. Но при покупке с рук недобросовестных продавцов доверчивые граждане вынуждены влезать в кредиты. В итоге общая сумма платежа по договору и проценты по кредиту зачастую достигают 100 000 рублей и выше. При этом оспорить такой договор крайне сложно, поскольку он заключен добровольно.

Единственный способ вернуть свои деньги и отказаться от товара – это обратиться в суд. Вам необходимо доказать, что качество товара не соответствует заявленным характеристикам и что при продаже была представлена недостоверная и неполная информация о товаре. Согласно ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» это является основанием для расторжения договора.

Обратите внимание, что в силу ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Возможно, для расторжения договора в судебном порядке потребителю будет необходимо провести независимую экспертизу товара.

Также согласно ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Примечательно, что в переданных документах на товар, как правило, не содержится информации об условиях гарантийных обязательств и бесплатного сервисного обслуживания товара в случае возникновения в нем каких-либо поломок, а также о сервисных центрах, способных провести ремонт товара. При установке товара продавец часто не проводит полную демонстрацию всех заявленных функций очистителя, о которых так много написано в технической документации.

Каждый договор следует изучать индивидуально. Возможно, будут найдены и другие «пробелы» не в пользу продавцов, что позволит отказаться от товара. За квалифицированной помощью можно обратиться в общественную организацию по защите прав потребителей.

И последнее: пока вы боретесь за свои права, обязанность по возврату  кредита и выплаты процентов по нему с вас не снимается. Расходы по оплате кредита в последующем вы сможете взыскать с продавца только в судебном порядке.

 

Надежда Горчева