Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Если с вашей одеждой нахимичили

Шубам, дубленкам, кожаным перчаткам, шерстяным пледам и многим другим вещам не годится обычная стирка. Для ухода за ними мы привыкли обращаться в специализированные пункты бытового обслуживания. Однако случается, что химчистки оказывают своим клиентам медвежью услугу.

Риски химчистки

 

Как рассказала ведущий юрист Общества по защите прав потребителей Санкт-Петербурга Юлия Терешкина, за последние полгода участились жалобы от горожан на качество обслуживания сети химчисток, расположенных в гипермаркетах «О’Кей». Претензии сводятся к тому, что химическая обработка существенно портит внешний вид одежды, а иногда вещи просто теряются. При этом все обратившиеся утверждали, что в приемных пунктах химчисток им навязывали договоры, в которых описывались якобы уже имеющиеся повреждения изделий и устанавливался износ не менее 60--80%. Сотрудники химчисток уверяли клиентов, что это формальность, а бланк договора стандартный.

После получения одежды из чистки потребители обнаруживали подтеки краски, оторванные пуговицы либо другие недостатки. Но попытки предъявить претензии ни к чему не приводили, поскольку руководство химчисток сразу же ссылалось на условия договора.

В подобную ситуацию попала петербурженка Екатерина Сажина. Она сдала в химчистку канадский пуховик стоимостью 35 тысяч рублей, который носила всего один сезон. Как и многие другие, женщина доверилась сотрудникам приемного пункта и подписала договор с оговорками, ущемляющими ее потребительские права. Цвет изделия в результате чистки был испорчен. Е. Сажина при содействии юристов Общества по защите прав потребителей СПб обратилась в суд, но не смогла отстоять свои интересы -- решение было вынесено в пользу химчистки.

 

Рекомендации потребителям

  1. При сдаче изделия в химчистку, внимательно изучите квитанцию, которую вам предложат подписать. Она является вашим договором с предприятием бытового обслуживания. Незамеченный пункт документа может обернуться выдачей вам испорченной вещи, невозможностью впоследствии доказать вину химчистки и возместить причиненный вам ущерб.

2. Не подписывайте договор, в котором заведомо исключена ответственность исполнителя услуги или когда химчистка указывает в документе наличие недостатков, которые на самом деле отсутствуют на изделии, а также завышенный процент износа вещи.

3. Если квитанция написана неразборчиво, потребуйте, чтобы ее переписали. Если в документе указано, что химчистка не может гарантировать вам сохранность вещи, лучше отказаться от ее услуг.

  1. Если в химчистке вашу вещь испортили или потеряли, сразу же пишите претензию в адрес исполнителя. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.

Ст. 35 Закона «О защите прав потребителей» гласит: «В случае полной утраты вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить ее вещью аналогичного качества». А в случае отсутствия такой возможности исполнитель обязан возместить причиненный вам ущерб в размере двукратной стоимости изделия.

Претензия составляется в двух экземплярах: первый отдается ответственному лицу предприятия, а второй (с подписью этого ответственного лица о получении) остается у вас. Можно направить претензию по почте заказным письмом с уведомлением о получении (это единственный выход в том случае, если вашу претензию отказываются принять и подписать). Изделие вы можете просто не забирать из химчистки, оставив у себя квитанцию.

5. Если исполнитель отказывается признать факт порчи вещи либо согласен удовлетворить ваши требования не в полном объеме (например, исполнитель оспаривает указываемую вами стоимость вещи), вы можете смело обращаться в суд. В исковом заявлении укажите свои требования и общую сумму, которую вы просите взыскать с ответчика.

Согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 24 Правил бытового обслуживания населения в РФ вы можете потребовать либо предоставления вещи аналогичной той, что испорчена, либо повторной, но качественной чистки, либо возмещения стоимости испорченной вещи. Кроме того, вы вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда.

6. Если в химчистке отказываются признать факт порчи вещи или же оспаривают названную вами стоимость, вы можете настаивать на проведении экспертизы. Если продавец отказывается ее проводить (это должно быть подтверждено документально), вы сами вправе сдать изделие на экспертизу.

Технологическая экспертиза способна выявить, была ли нарушена технология химической чистки, или же порча изделия произошла вследствие причин, не зависящих от химчистки (например, из-за плохого качества вещи).

Товароведческая экспертиза определяет рыночную стоимость изделия. Необходимость в ней возникает в случае, если чек не сохранился.

И то и другое исследование потребуют от вас оплаты. Но в случае выигрыша дела в суде все расходы по организации экспертиз лягут на плечи ответчика.

7. Прежде чем покупать вещь, нуждающуюся в химчистке, расспросите продавца о том, как следует за ней ухаживать, поищите подтверждение его слов на маркировке, которая непременно должна быть на изделии. Если вы все-таки решились на покупку, сохраните кассовый чек до первой чистки.

Надежда Горчева

На врезку

Нормативные документы, регламентирующие правила оказания услуг химчистками:

- Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1;

- Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 (в ред. постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 № 1104, от 30.09.2000 № 742, от 01.02.2005 № 49, от 04.10.2012 № 1007).