Впервые этот день был отмечен 15 марта 1983 года, когда был закреплен в между народном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. В России этот день получил признание после принятия Закона No 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. Права потребителей в России защищены сегодня гораздо слабее, чем права предпринимателей. Следствием этого является большое количество нарушений прав потребителей, которое с каждым годом только увеличивается.
Это происходит по следующим основным причинам: отсутствие активного потребительского правосознания у граждан, их потребительская неграмотность, недостаточное просвещение потребителей со стороны государства и отсутствие эффективной системы государственного надзора за соблюдением предпринимателями прав потребителей.
К сожалению, справедливый баланс интересов между бизнесом и потребителями невозможен без участия государства, которое, как считают эксперты, сегодня не уделяет должного внимания решению многих острых проблем в этой сфере, несмотря на периодические указания лидеров страны на необходимость усиления ответственности за нарушения прав потребителей. В результате предпринима тели лоббируют принятие нормативных актов, ущемляющие права потребителей. Бизнес имеет сегодня своих уполномоченных по защите их прав на федеральном и местных уровнях, при федеральных и муниципальных органах власти созданы многочисленные советы по поддержке предпринимательства.
В то же время у потребителей нет ни одного из этих ресурсов. Зачастую они один на один пытаются бороться за свои права и чаще всего оказываются обманутыми. Поэтому для потребителей России этот день вовсе не праздник, а повод еще раз спросить самих себя: всегда ли мы до победного конца отстаиваем свои права или, пасуя перед хамством продавцов и волокитой чиновников, готовы мириться с тем, как нас обманываюти унижают?
Всеволод ВИШНЕВЕЦКИЙ