Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Почему бизнес начал стрелять?

Две недели назад, выйдя из редакции на улицу, возле своей машины я получил две пули в голову из травматического пистолета «Оса». Одна пуля прошила щеку, застряв под скулой, другая, поломав мизинец, царапнула лоб. Кто стрелял — не видел. Кто заказал — не знаю. Думаю, даже если позже пойму, все равно не смогу доказать основную версию: не будет фактов.

Сделав два выстрела в упор, наемник, ничего не сказав, бросился бежать. Ни деньги в моем кармане, ни портфель с документами, ни открытая машина его не интересовали. Ему заплатили за два выстрела в голову. Он их сделал и скрылся.

Накануне нападения угроз не было никаких — ни письменных, ни устных. Были, правда, еще раньше, в этом году, просьбы от бизнеса не публиковать некоторую информацию в газете. Но серьезных угроз не было. Информация о результатах исследований продовольственных товаров публиковалась полностью, без купюр. Может, в лицах предпринимателей в момент их просьб я не заметил некоторой недоговоренности. Не знаю.

Наша газета, находясь уже 14 лет на острие борьбы за качество, и раньше сталкивалась с защитной реакцией бизнеса на публикации результатов экспертиз качества продовольственных товаров. Но все было в рамках закона. Были письма, были ответы, были арбитражные суды, ни один из которых мы

не проиграли. Это нормально. Мы все равны перед законом — и потребители, и предприниматели. И должны в рамках закона отстаивать свои интересы на рынке. Это и есть демократия. Это и есть развитие гражданского общества.

Но вдруг бизнес начал стрелять. Почему? «Общественный контроль» заставил торговые сети отказываться от некачественных продуктов и поэтому бизнес начал терять деньги? Нет! Роспотребнадзор вдруг стал реагировать на сигналы прессы и общественных организаций и начал пресекать реализацию некачественной продукции, решительно встав на защиту потребителей? Опять нет! Фальсифицированные и некачественные пищевые продукты, продукты с отсутствующей маркировкой прекрасно себя чувствуют на торговых полках, несмотря на публикации в прессе и выступления общественных организаций.

Так что же тогда заставило одного из представителей бизнеса нанять стрелка для нападения на главного редактора «ПКВ»?

Моя версия такова: внутри любого профессионального сообщества, в т. ч. в сфере производства и реализации пищевых продуктов, есть честные, достойные люди, профессионалы своего дела. Таких — большинство. А есть обычные уроды, которые в последние годы почувствовали себя хозяевами жизни.

Они сами присвоили себе право вершить закон, опираясь в своем опыте на привычные в 90-е годы методы разборок с конкурентами. Они научились договариваться с государством и не понимают, почему еще должны обращать внимание на потребителей, делающих попытки отстаивать свои права. Они сами определяют уровень гласности в отношении себя и решают не убавлять громкость приемника, а выключать источник неугодной им информации. Чтобы больше не действовал на нервы, не указывал на недостатки, не лез не в свое дело. Да и другим намек: не надо заниматься проверками качества пищевых продуктов, кушайте что дают. А если не согласны — ждите пули в голову.

Таких немного, но они есть, и поставить их на место сегодня невозможно. С ними надо считаться и обходить стороной. До тех пор, пока сами не канут в Лету либо государство станет настолько сильным, что сможет защищать от их правонарушений рядовых граждан быстро и решительно. Пока для них созданы все условия. Коррупция, в которой они плавают как рыбы в воде. Законы, уничтожившие неотвратимость наказания за правонарушения и разрушившие систему эффективного государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов. Лозунги, запрещающие «кошмарить бизнес». Даже уполномоченного по защите прав бизнеса сделали! «Да я сам себе уполномоченный!» — подумали они и начали стрелять.

Они выстрелили не только в меня. Они пальнули по всем журналистам, которые, выполняя свой профессиональный долг, пытаются говорить правду о жизни, в которой мы живем. Что мы должны сделать в ответ? Поднять руки и сдаться? Заткнуть свой рот кляпом? Молча потреблять то, что они нам продают?

Нет! Мы должны объявить им свою войну — в своих газетах, сайтах, радио и телепрограммах продолжать кричать о тех очевидных нарушениях, с которыми мы сталкиваемся каждый день!Всех не перестреляют! Иначе никогда не построим для наших детей и внуков то современное сильное государство, о котором мы все так давно мечтаем.

Я хочу поблагодарить петербургское медиа-сообщество, которое меня поддержало в трудную минуту, особенно телекомпанию «РЕН ТВ», телеканал «100 ТВ», «Комсомольскую правду, «Вечерний Петербург» и многие другие СМИ, которые отреагировали на это покушение, пока квалифицируемое органами полиции как «хулиганство».

Редакция газеты «Петербургское качество» и СПб ООП «Общественный контроль» продолжают свою работу. За нами правда, и это дает нам силы двигаться вперед.

Всеволод ВИШНЕВЕЦКИЙ, главный редактор, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»