По итогам президиума Госсовета, который Президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ посвятил защите прав потребителей, Роспотребнадзор приступил к разработке мер, направленных на усиление государственных гарантий защиты прав потребителей в сфере туризма. История с «Ланта-Тур» показала, что на рынке до сих пор работают пирамиды, способные причинить ущерб тысячам граждан.
В связи с этим Роспотребнадзор предлагает целый комплекс мер, направленных на минимизацию угроз получения потребителями некачественных и небезопасных туристических услуг, а также на повышение степени прозрачности правоотношений в сфере туризма.
Так, необходимо гармонизировать положения ФЗ от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее Закон № 132-ФЗ) с требованиями других нормативных правовых актов, регулирующих сферы общественных отношений, связанных с туристическим обслуживанием и туристической индустрией.
В соответствующей части надлежит включить нормы статьи 1212 ГК РФ в законодательство Российской Федерации о туристической деятельности в целях более четкого определения пределов ответственности российских туроператоров за последствия, фактически возникающие из отношений туристов с различными субъектами в стране временного пребывания.
В целях устранения пробелов законодательного регулирования в сфере туристического обслуживания, допускающих возможность фактического ведения «туроператорской» деятельности без выполнения соответствующих законных требований, предъявляемых к туроператорам, и минимизации рисков туристов-потребителей в этой связи целесообразно уточнить понятие туроператора, дополнив статью 1 Закона № 132-ФЗ прямой дефиницией, устанавливающей среди прочего, что туроператором является лицо, внесенное в Единый федеральный реестр туроператоров (статья 4.1 Закона № 132-ФЗ).
При этом необходимо установить административную ответственность лиц, фактически ведущих туроператорскую деятельность без внесения в указанный реестр (по аналогии с положениями статьи 14.1 и статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ).
Одновременно в тех же целях следует усилить норму, установленную абзацем 7 статьи 4.1 Закона № 132-ФЗ, закрепив, что юридические лица, реализующие на территории Российской Федерации «туристский продукт, сформированный иностранным туроператором», признаются туроператорами (со всеми вытекающими из данного факта юридическими последствиями).
Реализация таких предложений способствовала бы ликвидации имеющих место попыток субъектов туристического рынка в лице отдельных туроператоров уклониться от ответственности перед туристами-потребителями за действия третьих лиц, оказывающих услуги туроператорам по соответствующим договорам, заключенным в процессе формирования туристского продукта (статьи 1, 9 Закона № 132-ФЗ).
Для усиления правовой защищенности туристов в рамках института финансовых гарантий предлагается расширить список оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, установленных статьей 17.4 Закона № 132-ФЗ, в том числе отнести к ним:
- неисполнение условий договора, заключенного туроператором с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт;
- неисполнение обязательств туроператором в связи с прекращением его собственной деятельности по причине несостоятельности (банкротства) либо его контрагентов (третьих лиц), осуществляющих отдельные услуги, входящие в турпродукт.
В настоящее время перечень таких оснований сводится лишь к двум позициям, связанным со случаями существенного нарушения туроператором договора о реализации туристского продукта (абзацы 5—7 статьи 17.4 Закона № 132-ФЗ). При этом положения абзаца 7 статьи 17.4 Закона № 132-ФЗ носят не безусловный, а отсылочный характер, что на практике затрудняет возможность выплат страхового возмещения пострадавшим потребителям.
С целью повышения гарантий безопасности пребывания российских граждан за пределами России Роспотребнадзор предлагает расширить и конкретизировать положения статьи 17 Закона № 132-ФЗ в части порядка страхования туристов при осуществлении туристической деятельности, в том числе при наличии соответствующих требований в законодательстве страны временного пребывания.
В частности, необходимо законодательно закрепить порядок оплаты медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране пребывания (абзац 2 статьи 17 Закона № 132-ФЗ) в случаях, когда размер таких расходов превышает размер возможного покрытия по медицинской страховке (в контексте положений постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2010 г. № 370 «Об утверждении Положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию»).
С учетом же наличия государственных требований к порядку организации отдыха в странах, посещаемых российскими туристами, необходимо также дополнить список обязательной информации, предусмотренный положениями статьи 14 Закона № 132-ФЗ, в частности абзацем 10 названной статьи, упоминанием о требованиях к туристическому обслуживанию и организации отдыха законодательства страны временного пребывания.
При этом уже упоминавшаяся инкорпорация общих положений статьи 1212 ГК РФ в законодательство Российской Федерации о туристической деятельности может быть дополнительно реализована в форме соответствующего изменения положений статьи 14 Закона № 132-ФЗ о составе обязательной информации, предоставляемой туроператором (турагентом) туристу и при заключении договора о реализации туристского продукта. Такое дополнение будет способствовать более полной реализации права потребителей на правильный выбор услуг, закрепленного положениями статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В целях системного приведения в соответствие с ГК РФ понятийного аппарата Закона № 132-ФЗ следует уточнить понятие «туроператор», имея в виду его определение как исполнителя туристских услуг с одновременным закреплением туристской (туристической) услуги (вместо «турпродукта») как предмета правоотношений, возникающих между туристом и хозяйствующими субъектами, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность.
Кроме того, в статье 1 Закона № 132-ФЗ предлагается дополнительно закрепить положение о том, что туроператором признается юридическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций туроператоров.
По материалам Роспотребнадзора РФ