В Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу поступает немало жалоб от покупателей автомобилей, права которых были ущемлены при подписании договора купли-продажи. Каждое обращение тщательно проверяется. В случае выявления нарушения закона автосалону грозит штраф, а покупателю гарантирована помощь в суде в борьбе за справедливость.
ПОКУПАТЕЛИ ЖАЛУЮТСЯ НА «ЕВРОСИБ-АВТО»
На основании жалобы потребителя Н. о нарушении его прав в июле прошлого года специалистами Управления проведена внеплановая проверка ООО «Евросиб-Авто», в результате которой было установлено, что в договор купли-продажи, заключенный между ООО «Евросиб-Авто» и гражданином Н. включены условия, ущемляющие права потребителя.
По итогам проверки ООО «Евросиб-Авто» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей в соответствии с частью 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Автосалон решил оспорить постановление Управления, однако 21 ноября 2011 г. судом было отказано в удовлетворении требований истца. Решение пока не вступило в законную силу.
КУПИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКАЗАТЬСЯ
Как пояснила начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Елена Губарева, согласно пункту 1 ст. 16 Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, идущие разрез с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются ничтожными, то есть недействительными. Самые распространенные (типовые) нарушения условий договора были наглядно проиллюстрированы на примере ООО «Евросиб-Авто».
Так, в пункте 4.5.1 договора от 29.05.2011, заключенного между ООО «Евросиб-Авто» и гр. Н., говорится, что в случае, если при приемке автомобиля будут обнаружены недостатки, то они отражаются в акте осмотра товара и Продавец обязуется безвозмездно устранить обнаруженные недостатки. При этом Покупатель не вправе отказаться от исполнения договора либо заявить о его расторжении на основании обнаруженных недостатков. В этом же пункте говорится о том, что если Покупатель при подписании акта приемки-передачи товара не высказал продавцу претензии, Продавец вправе отказать в удовлетворении требований Покупателя об устранении явных недостатков, которые могли быть замечены в ходе приемки.
Елена Губарева поясняет, что условия, включенные в этот пункт договора, ущемляют права потребителя. Так, в соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» в случае обнаружения в товаре недостатков, которые не были оговорены продавцом, он по своему выбору вправе потребовать:
- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ — ВНЕ ЗАКОНА
Пункты договора 9.5 и 9.6 гласят, что в случае одностороннего отказа Покупателя от договора после оформления на имя покупателя справки-счета и ПТС Продавец в качестве штрафных санкций по своему усмотрению может удержать до 20% общей стоимости товара. Сумма штрафа удерживается в безакцептном порядке за счет денежных средств, внесенных Покупателем по настоящему договору на момент расторжения.
Елена Губарева поясняет, что в соответствии со ст. 32 Закона № 2300-1 потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Таким образом, включение в договор ООО «Евросиб-Авто» условия о штрафных санкциях противоречит действующему законодательству.
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ… МОЖНО
Еще одним незаконным пунктом договора, заключенного между ООО «Евросиб-Авто» и гр. Н. было включение условия о месте рассмотрения разногласий в суде общей юрисдикции только по месту нахождения автосалона, что противоречит положениям ст. 17 Закона № 2300-1.
Пункт 2 ст. 17 гласит, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца по месту:
- нахождения организации;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
В пункте 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ также предусмотрено, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо месту заключения или исполнения договора.
P.S. Елена Губарева обращает внимание петербуржцев, что, прежде чем ставить свою подпись под договором, необходимо проконсультироваться с юристом. Это убережет от лишних проблем и сделает приобретение автомобиля приятным событием, а не головной болью на долгие месяцы.
Подготовила Дарья ДЕДОВА