Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

О чем говорит этикетка?

Покупая продовольственные товары, мы все чаще задумываемся о том, что на самом деле нам предлагают в магазине: качественный товар или подделку? Можем ли мы сами, еще до того как оставили на кассе свои деньги, определить, соответствует товар требованиям нормативных документов или нет? Если вы не хотите попадать в маркетинговые сети, искусно расставляемые производителями и продавцами, надо становиться грамотным потребителем. Обладая нужной вам информацией, вы не только не потратите напрасно свои кровные, но и сможете эффективно защитить ваши права на информацию о товаре или услуге (ст. 10 Закона «О защите прав  потребителей»), а также на безопасность и качество товаров (ст. 7 того же закона).

ДОГОВОРИМСЯ О ТЕРМИНАХ

Для того чтобы освоить потребительскую грамоту, необходимо знать ряд терминов и определений.

Потребитель. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий пищевые продукты исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Изготовитель. Организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие пищевые продукты для реализации потребителям.

Продавец. Организация, независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие пищевые продукты потребителям по договору купли-продажи.

Пищевой продукт. Продукт в натуральном или переработанном виде, употребляемый человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также пищевые добавки и биологически активные добавки, реализуемые в розничной торговле.

Продукт детского питания. Пищевой продукт, предназначенный для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающий физиологическим потребностям детского организма.

Пищевая добавка. Природное или искусственное вещество или их соединение, специально вводимое в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и/или сохранения качества пищевых продуктов.

Биологически активная добавка. Природное (идентичное природному) биологически активное вещество, предназначенное для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Ингредиент (компонент). Вещество или продукт животного, растительного, микробиологического или минерального происхождения, а также природные или синтезированные пищевые добавки, используемые при подготовке или производстве пищевого продукта и присутствующие в готовом продукте в исходном или измененном виде.

Фантазийное (придуманное) наименование. Слово или группа слов, которые могут не характеризовать потребительские свойства продукта, но позволяют отличить
конкретные, близкие по составу и органолептическим показателям продукты друг от друга.

Дата изготовления. Дата, проставляемая изготовителем и/или упаковщиком и информирующая о моменте окончания технологического процесса изготовления пищевого продукта.

Дата упаковывания (дата розлива для жидких продуктов). Дата размещения пищевого продукта в потребительскую тару;

Срок хранения. Период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.

Срок годности. Период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.

Срок реализации. Период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Итак, изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация для потребителя должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Согласно ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», текст информации для потребителя наносят на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации и на иностранных языках.

В ГОСТе также указано, что текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте. Зачастую мы можем наблюдать грубое пренебрежение к нормам русского языка со стороны недобросовестных изготовителей. Возьмем, к примеру, спреды – своеобразный компромисс между сливочным маслом и маргарином.

Этот продукт внешне напоминает масло, но изготовлен с использованием растительных жиров. Причем некоторые недобросовестные изготовители при производстве спредов полностью заменяют молочные жиры на растительные, что запрещено ГОСТом, но при этом называют продукт «Кремлевское», «Крестьянское», «Фермерское». И у потребителя складывается ложное впечатление, что перед ним масло! Ведь окончания этих фантазийных наименований среднего рода, как и термина «масло»!

Вряд ли изготовители не знают правил русского языка. Пользуясь размытым законодательством, отсутствием адекватного наказания за подобные нарушения, они умышленно вводят потребителей в заблуждение, зарабатывая на их доверчивости немалые барыши.

Справедливости ради надо сказать, что присваивая спредам фантазийные наименования, указывающие на масло, изготовители в неудобном для прочтения месте мелким, нечитаемым шрифтом все-таки доводят до потребителя информацию, что продукт является спредом. Но потребитель в магазине может не обратить на это внимание, сделав для себя выбор, исходя из фантазийного наименования, указанного крупно на самом видном месте.

ГОСТ 51074-2003 четко расставляет все точки над «i» в этом вопросе: «Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям».

ЧТО ОБЯЗАН УКАЗАТЬ ИЗГОТОВИТЕЛЬ НА ЭТИКЕТКЕ?

Первое, что мы видим на продукте, – его наименование. Оно должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименование пищевого продукта должно быть нанесено четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне. Очень часто мы можем видеть, что важная информация нанесена темным шрифтом на темном фоне. Изготовители так поступают намеренно, чтобы скрыть лишние, на их взгляд, сведения. Если перед вами такая упаковка или банка, скажите «нет» такому изготовителю, не отдавайте свой рубль тому, кто хочет вам продать кота в мешке.

Также закон требует, чтобы на пищевых продуктах размещалась информация об отличительных состояниях и специальной обработке продукта (например, «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «молотый», «копченый», «сублимированный», «термизированный», «УВТ-обработанный», «охлажденный», «замороженный», «генетически  модифицированный», «облученный ионизирующим излучением»). Эти сведения должны быть включены в наименование продукта или расположены в непосредственной близости от наименования.

Наименования пищевых продуктов должны соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах Российской Федерации.

Пищевые продукты, поступающие по импорту, могут иметь наименования, соответствующие международным, зарубежным региональным и национальным стандартам и регламентам, если это не противоречит национальным стандартам Российской Федерации.

В то же время, если в национальных стандартах Российской Федерации, международных, зарубежных, региональных и национальных стандартах и регламентах конкретные наименования пищевых продуктов не установлены, их устанавливает сам изготовитель с учетом требований ГОСТ Р 51074-2003.

ЗАКОН ЗАПРЕЩАЕТ…

Законодательно запрещено давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта. Не допускается приписывать продовольственным товарам особые свойства, в том числе лечебные, которыми они не обладают, использовать в наименованиях пищевых продуктов названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав.

При включении в состав продуктов ароматизаторов, имитирующих наличие в них пищевых продуктов (ингредиентов), в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами с их вкусом и/или ароматом. Для продуктов с ароматом, не присущим конкретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указания конкретного аромата).

Также запрещается давать одно наименование разным пищевым продуктам.

Сегодня очень модно говорить об экологически чистых пищевых продуктах. То и дело на упаковках или в рекламе можно встретить многообещающие заявления изготовителей на этот счет. Однако нельзя забывать, что нанесение на пищевые продукты надписи «Экологически чистый» не допускается, а информация о таких свойствах продукта, как «выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения пестицидов», «выращенный без применения минеральных удобрений», «витаминизированный», «без консервантов», и других допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации.

Если подтверждения нет – вас обманывают. Вы вправе обратиться с претензией к продавцу или изготовителю, потребовав полного возмещения убытков, причиненных вследствие предоставления вам неполной и недостоверной информации (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей).

ГОСТ 51074-2003 допускает, что наименование продукта может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, фантазийным наименованием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта и другими, нанесением фирменной марки (знака).

Кирилл ОРЛОВ
Продолжение в следующем номере.