Это выяснилось в ходе совместной проверки прокуратуры Санкт-Петербурга и специалистов Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Всего было забраковано 4 пробы топлива. Главный фигурант по делу — ООО «Русланд» (торговая марка «Петрол»).
ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА
Чтобы не идти вразрез с законодательством, топливным компаниям сегодня достаточно соблюдать требования двух ГОСТов. ГОСТ Р 51105 нормирует выпуск топлива до второго класса экологической безопасности, ГОСТ Р 51866 – выпуск топлива с третьего до пятого класса экологической безопасности. На соответствие этим нормативным документам и были проверены в конце прошлого года бензин и дизельное топливо на заправках Санкт-Петербурга.
«ПЕТРОЛ» – В БЕНЗИНЕ ВРЕДНЫЙ МЕТАНОЛ
Из четырех проб, отобранных на АЗС «Петрол» № 80 (ул. Новороссийская, д. 15), ни одна не соответствовала требованиям ГОСТов. В бензине «Премиум-95» (3-й класс экологической безопасности) был обнаружен метанол, массовая доля которого составила 25,2%, и кислород, хотя их наличие не допускается в бензине 3-го класса в принципе. Кроме того, в бензине было превышено содержание бензола.
В бензине «Регулятор-92» также обнаружена значительная доля метанола – 22,5%, столько же его было выявлено и в топливе «Нормаль-80».
– Несмотря на то что содержание метанола в автомобильном бензине второго класса не регламентируется, столь высокий процент содержания этого оксигената опасен для здоровья, – говорит руководитель СЗМТУ Ростехрегулирования Василий СМЕРЕЧУК. – Метанол – это вещество 1-го класса опасности. Если человек выпьет 10 граммов метилового спирта, его ждет слепота, больше – летальный исход. Пары метанола пагубно воздействуют на сердечную и нервную системы. Они могут притупить реакцию водителя, привести к потере сознания и даже сердечному приступу.
СЕРУ ЗАМЕНЯТ ПРИСАДКИ
Дизельное топливо Л-0,2-40, реализуемое на АЗС «Петрол», не соответствовало требованиям технического регламента по массовой доле серы. Ее было обнаружено вдва раза больше нормы: 4000мг/кг против разрешенных и указанных в паспорте 2000 мг/кг.
– При выбросе серы в атмосферу образуется соединение, которое при попадании в организм превращается в кислоту и разъедает слизистую оболочку, что со временем приводит к язвам и другим проблемам со здоровьем, – поясняет Василий Смеречук. – И сегодня во всем мире стремятся минимизировать содержание серы в топливе. С другой стороны, если в топливе очень низкое содержание серы, теряется его смазочная способность, что ведет к быстрому износу топливной аппаратуры двигателя. В связи с этим мы должны переходить на использование противоизносных присадок.
НАМ НЕ СТРАШЕН МЕЛКИЙ ШТРАФ…
По итогам государственной проверки прокуратура направила исковые заявления в суд с требованием наложить штрафы на предприятия, чье топливо было признано не соответствующим обязательным требованиям национальных стандартов.
Увы, по словам Василия Смеречука, судебные разбирательства и смешные штрафы (от 2 до 4 тыс. руб. на должностное лицо и максимум 40 тыс. руб. – на юридическое) вряд ли испугают предпринимателей. Но есть надежда, что Правительство РФ примет в этом году решение о значительном повышении штрафных санкций за нарушения требований государственных стандартов и технических регламентов.