В Законодательном собрании Санкт-Петербурга при постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности создана рабочая группа по качеству и безопасности товаров и услуг. Первое заседание рабочей группы, которую возглавил депутат от «Единой России» Вадим Войтановский, состоялось 26 ноября 2009 г. и было посвящено качеству и безопасности мяса и продуктов его переработки.
ВОПРОС НАЗРЕЛ
Ежегодно в Санкт-Петербурге реализуется около 300 тысяч тонн мяса и мясопродуктов, контроль безопасности и качества которых осуществляют несколько государственных надзорных органов: Управление Россельхознадзора по СПб и ЛО (на стадии ввоза через границу), Управление Роспотребнадзора по СПб (в розничной торговой сети) и Управление ветеринарии правительства Санкт-Петербурга (на мясоперерабатывающих предприятиях).
Александр Ольховский, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности отметил, что до настоящего времени не исключены случаи реализации пищевых продуктов, качество которых не соответствует требованиям нормативных документов. Это и подтверждают результаты последних проверок, проведенных СПб ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг». Доля некачественных мясопродуктов на потребительском рынке города достигает 30%.
По данным Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль», полученным в 2008—2009 гг. в ходе мониторинга безопасности и качества пищевых продуктов, вырабатываемых из мяса, 80% консервов мясных «Говядина тушеная», высший сорт не соответствуют требованиям ГОСТ 5284-84. Основные нарушения: занижена массовая доля мяса и жира, занижена массовая доля белка, завышена массовая доля жира, наличие соевого белка, наличие грубой соединительной ткани и кровеносных сосудов, наличие кусочков мяса менее 30 г.
Примерно такая же картина наблюдается и по вареным колбасам (ГОСТ 52196-2003) традиционных наименований («Докторская», «Молочная», «Русская», «Диабетическая»), 70% которых не соответствуют указанному ГОСТу. Основные нарушения: занижена массовая доля белка, завышена массовая доля жира, завышена массовая доля влаги, наличие соевого белка, наличие крахмала, крахмалсодержащих компонентов, камеди — гелеобразователя растительного происхождения, не предусмотренных рецептурой ГОСТ 52196-2003.
По словам Всеволода Вишневецкого, председателя СПб ООП «Общественный контроль», ослабление государственного надзора и контроля за качеством пищевых продуктов приводит, во-первых, к недобросовестной конкуренции на рынке. У добросовестных изготовителей сегодня практически не остается ресурсов сопротивляться общим тенденциям на рынке. С одной стороны, государство позволяет изготовителям заниматься фальсификацией пищевых продуктов, закрывая глаза на различные нарушения, с другой — диктат сетей заставляет изготовителей не повышать цены, то есть экономить на том же качестве.
Во-вторых, ослабление контроля государства за качеством пищевых продуктов привело к значительному ухудшению структуры питания населения. По данным Российской академии медицинских наук, население страны испытывает дефицит 1 млн тонн белка животного происхождения, что приводит к преждевременной смерти ежегодно около 700 тыс. человек. Продолжительность жизни россиянина сегодня самая низкая в Европе.
ПУТИН ПОСТАВИЛ ЗАДАЧУ
Выступая на ХI съезде партии «Единая Россия», Владимир Путин заявил: «С помощью новых технических регламентов и действенного контроля надо оградить наших граждан от некачественной продукции».
Однако для того чтобы контроль стал действенным, по мнению Всеволода Вишневецкого, необходимо:
1.На государственном уровне поставить интересы потребителей выше интересов изготовителей и торговли. Только в этом случае будет обеспечен справедливый баланс интересов потребителей и бизнеса, законы будут исполняться, а качество жизни населения расти.
2.Создать четкие механизмы исполнения уже принятых законов, в частности ФЗ № 29 от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ № 2300-01 от 07.02.1992 г «О защите прав потребителей».
В частности, до сих пор отсутствует отлаженный механизм отзыва некачественных товаров с рынка. Федеральный судья, принимающий решение о противоправности действий изготовителя и о прекращении таких действий, обязан запустить механизм неотвратимости наказания, удаления продукции с рынка.
3. Запустить систему постоянного мониторинга безопасности и качества пищевых продуктов, в основе которого должны быть независимые экспертизы безопасности и качества пищевых продуктов. Причем такой мониторинг по заказу государства должны осуществлять в том числе и независимые негосударственные организации, не оказывающие бизнесу платных услуг по оформлению санэпидзаключений, сертификатов соответствия, другой разрешительной документации. Цель такого мониторинга — доведение до потребителей полной и достоверной информации о качестве и безопасности пищевых продуктов, представленных на потребительском рынке Санкт-Петербурга
4. Обязать чиновников раскрывать всю информацию о результатах контрольно-надзорных мероприятий и публиковать ее на своих официальных сайтах.
Нельзя считать контрольно-надзорное мероприятие законченным, если информация о его результате не доведена до потребителя. Потребитель, как слабая сторона на потребительском рынке, имеет право знать, кто нарушает его права и каким образом их защищает государство. Не имея этой информации, потребитель лишен возможности эффективно защищать свои права на рынке.
5. Значительно повысить ответственность изготовителей за выпуск продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов. Сегодня минимальный штраф — 3 000 руб., максимальный — 50 000 рублей. Такой уровень ответственности не только не стимулирует бизнес исполнять законы, уважать права потребителей, а наоборот, позволяет на законных основаниях извлекать прибыль за счет выпуска некачественной продукции.
6. Установить ответственность органов по сертификации продукции и услуг за выдачу сертификатов соответствия на продукцию и услуги, не отвечающую обязательным требованиям нормативных документов.
Сертификат соответствия давно перестал быть документом, гарантирующим потребителю качество продукции. Сегодня через Интернет за небольшую сумму можно купить любой разрешительный документ. Сертификация как система больше не выполняет своей защитной функции. Кроме заработка для сотрудников этих структур, никакой пользы от их деятельности нет.
7. Проводить общественную экспертизу нормативно-правовых актов, затрагивающих права и законные интересы потребителей. Речь идет в первую очередь о Технических регламентах, которые сегодня верстаются с учетом интересов бизнеса, а не потребителей.
8. На законодательном уровне повысить статус общественных организаций потребителей, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. №837.
Необходимо внести ряд поправок в Закон «О защите прав потребителей», позволяющим общественным организациям потребителей эффективно защищать интересы потребителей, а именно: уравнять в праве выбора подсудности потребителя (как физического лица) и общественной организации потребителей, а также ввести штраф за нарушение бизнесом прав неопределенного круга потребителей.
Василий Захарьящев, депутат Государственной думы РФ:
— Одна из угроз здоровью населения — использование в изготовлении пищевых продуктов трансжиров — специфического вида ненасыщенных жиров, полученных искусственным путем посредством частичной гидрогенизации растительных масел (они содержатся, в частности, в маргарине, спредах, мягких маслах, миксах сливочных и растительных масел, майонезе, кетчупе и т. п.). Установлено, что употребление в пищу трансжиров связано с повышенным риском для здоровья, в первую очередь — для сердечно-сосудистой системы.
Сегодня на прилавках российских магазинов содержание трансжиров в пищевых продуктах может достигать 39%, хотя не должно превышать 1%. При этом вредные для здоровья компоненты присутствуют сегодня даже в детском питании.
Игорь Риммер, депутат, председатель профильной комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
— Сегодня обычный россиянин максимально не защищен от произвола недобросовестного товаропроизводителя. Контроль предприятий пищевой промышленности находится на недопустимо низком уровне, в том числе и из-за несовершенства российского законодательства.
Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
— Проблема — в отмене ГОСТов. В результате под одним и тем же названием разные производители выпускают продукцию, которая несхожа ни по составу, ни по органолептическим характеристикам.
Кроме того, сегодня производителям и продавцам невыгодна продукция с короткими сроками хранения. Следовательно, в тех же мясных продуктах увеличивается содержание консервантов, в частности нитрита натрия.
Галина Дмитриева, начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по СПб:
— Только на 14 из 187 мясоперерабатывающих предприятий города имеются собственные производственные лаборатории. А все потому, что это требование не прописано ни в одном из нормативных документов. О какой организации производственного контроля может идти речь?!
Серьезно осложняет нашу работу ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля». Мы можем выйти на плановую проверку предприятия не чаще, чем раз в три года, и не раньше, чем через 3 года с момента открытия предприятия. И только с разрешение органов прокуратуры. При такой системе многие организации и вовсе могут избежать проверок, постоянно переименовываясь: сегодня это «Василек», а завтра — «Ромашка».
Людмила Гамова, руководитель ИЛ «ПЕТЭКС» (СПб ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг):
— В связи с экономическим кризисом очень многие предприятия сознательно идут на снижение контроля качества. Бизнес пошел по пути наименьшего сопротивления и сокращает соответствующие службы: отделы качества, лаборатории; на тех предприятиях, где отсутствуют собственные лаборатории, сокращаются объемы финансирования на проведения исследований в испытательных центрах, а модные ныне системы качества (ХАССП, ИСО и др.) существуют во многих организациях только на бумаге. Результат — 28,5% мяса и мясных продуктов, исследованных в ИЛ «ПЕТЭКС» за 10 месяцев текущего года, не соответствуют требованиям нормативных документов.
Александр Ишевский, декан факультета пищевых технологий Санкт-Петербургского университета низкотемпературных и пищевых технологий, профессор:
— Под прицелом контроля должны быть те пищевые продукты, которые могут позволить себе купить большинство россиян. С другой стороны, требовать в нынешних условиях от производителя качества продукта дешевого сегмента, все равно, что заставлять пчел лететь собирать пыльцу за несколько километров, когда рядом с ульем стоит разведенный сахар.
Татьяна Вингерт, генеральный директор ООО «Мясные деликатесы»:
— Сегодня стоимость «Докторской» колбасы, изготовленной по ГОСТу, не может быть дешевле 275 руб. за килограмм. Более низкая цена должна заставить покупателя задуматься, что же ему на самом деле предлагают купить под видом ГОСТа? Необходимо строго наказывать тех изготовителей, которые торгуют подделками под ГОСТ, вводят потребителя в заблуждение. Поддерживаю предложение о создании системы независимого мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов с доведением его результатов до населения.
Юрий Андреев, начальник Управления ветеринарии администрации Санкт-Петербурга, главный ветеринарный врач Санкт-Петербурга:
— По результатам проведенных Управлением в 2008 году проверок было изъято и отправлено на утилизацию 360 тонн продукции животного происхождения, за истекший период 2009 года — 331 тонна.
Сертификация сегодня не решает проблемы качества, поскольку недобросовестные производители могут привести на сертификационные лабораторные испытания соответствующую всем требованиям продукцию, а затем, получив сертификат, выпустить партию ненадлежащего качества с измененным составом, не соответствующим заявленному на этикетке. В российское законодательство необходимо ввести норму, согласно которой недобросовестные поставщики должны будут уходить с рынка безвозвратно.
Наталья Лапеко, начальник Управления агропромышленного комплекса Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:
— Количество потребления петербуржцами мяса и мясных продуктов снизилась с 49 кг в год на душу населения (начало 2009 г.) до 45 кг (конец 2009 г.). Кроме того, в 2009 г. на 20% упали объемы производства мясных и колбасных изделий. Сократилось производство именно деликатесной группы товаров, которая в связи с кризисом стала меньше востребованной потребителями, которые стараются экономить.
Алексей Гурьнев, руководитель аграрного крыла партии «Единая Россия»:
— Одним из возможных вариантов выхода из создавшегося положения является повышение материальной ответственности бизнеса. В развитых странах последствия выпуска и реализации некачественной продукции очень серьезны, вплоть до банкротства предприятия.
Доработка Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), в котором до сих пор отсутствует само понятие «технический регламент», является одной из первоочередных задач.
Александр Ольховский, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
— Городу нужен закон о продовольственной безопасности. Его проект уже подготовлен и находится на обсуждении. Также необходимо создать постоянный мониторинг и единую информационную базу данных о качестве и безопасности пищевых продуктов, внести в разрабатываемый технический регламент на мясо и мясные продукты требование о необходимости наличия лабораторий на мясоперерабатывающих производствах. С окончательным текстом решения рабочей группы по качеству и безопасности товаров и услуг можно будет ознакомиться на сайте Законодательного собрания Санкт-Петербурга: www.assembly.spb.ru.