Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Поддельный Луи Виттон — почти в каждом магазине

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ТО И ДЕЛО ВЫЯВЛЯЮТ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ КОНТРАФАКТНЫЕ И НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

О результатах работы милиции в сфере защиты прав потребителей корреспонденту «ПК» рассказала Наталья Борцова, заместитель начальника второго отдела Управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

— Наталья Владимировна, как давно организована ваша структура, какие вопросы находятся в ее компетенции?

— Наше Управление существует с 2003 года. Тогда в штате было всего десять сотрудников. Но два года назад в структуре Управления появилось несколько новых отделов. Первый ведет административную и аналитическую работу, второй — выявляет правонарушения в сфере потребительского рынка. У нас имеются подразделения, занимающиеся акцизными товарами и интеллектуальной собственностью. В ведении третьего отдела находится сфера услуг: парикмахерские, прачечные, залы игровых автоматов... Также отделы по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка есть при УВД каждого района. Мы занимаемся не только проверками предприятий торговли, но и координируем деятельность райотделов, оказываем им методическую помощь.

— Расскажите подробнее об итогах работы вашего отдела за 2007 год.

— В прошлом году только в Санкт-Петербурге нами выявлено 24 787 административных правонарушений. Если сравнивать с 2006-м, то количество нарушений увеличилось на 762. До сих пор многие предприниматели не знают
законов, по которым должны работать. Некоторые имеют смутное представление о Правилах продажи отдельных видов товаров, которые действую вот уже десять лет! Не знают своих прав и покупатели.
Впрочем, из года в год мы фиксируем стандартный набор правонарушений. Это продажа товаров без соблюдения санитарных норм, без сертификатов соответствия (статья 14.4 КоАП) — 10 030 случаев; торговля некачественными
товарами с рук, в неустановленных местах, без права ведения предпринимательской деятельности (статья 14.1 КоАП) — 8984 случая; нарушения правил продажи отдельных видов товаров (статья 14.15 КоАП) — 6113 случаев. Например, на специальном стенде нет сведений о продавце, на ценниках вместо подробной информации — только цифры, отсутствует Книга отзывов и предложений, а если и есть, продавец никак не реагирует на жалобу, хотя должен ответить покупателю в течение двух недель в письменном виде.

— Каким образом наказываете нарушителей?

— По всем фактам составляем административные дела, они направляются по подведомственности — в Роспотребнадзор или в суд. У нас самих есть право наложить штраф в случае, если товар реализуется без должной информации (вывески с названием и адресом фирмы) или без применения контрольно-кассовых машин и если алкоголь продается с нарушениями: без лицензии, ее копия отсутствует в торговом зале на видном месте, плохо оформлены ценники. В прошлом году таких нарушителей мы штрафовали, соответственно, 3085 и 451 раз.

— Проверки торговых точек вы осуществляете спонтанно или по заранее намеченному графику?

— Проверки, как правило, осуществляются по заявлениям граждан, и таких заявлений у нас становится все больше и больше. Кстати, если покупатель считает, что его права нарушены, нужно незамедлительно обращаться в территориальное управление внутренних дел.

Информация также поступает из налоговых органов, Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу, СПб ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг». Ежегодно проводятся плановые операции, во время которых в поле зрения попадают алкоголь, табак, горюче-смазочные материалы, лекарственные средства. Например, во время операции «Алкоголь» в прошлом году было проверено 650 торговых точек, изъято 9 тысяч литров продукции. К ответственности привлечено 149 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В декабре 2007 г. проводилась операция «Контрафакт». Мы посетили 520 объектов, выявили более 600 административных правонарушений, изъяли 280 тысяч экземпляров продукции с признаками контрафактности, в сновном DVD и CD-диски, на сумму более 14,5 миллиона рублей. По результатам рейда было заведено 22 уголовных дела. Так, в ООО «Альянс» по Коломенской ул., 42, установлен факт хранения и реализации аудиовизуальной продукции с признаками контрафактности, изъято 158 тысяч 600 экземпляров дисков. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 146 УК «Нарушение авторских и смежных прав в особо крупных размерах».

— Наталья Владимировна, а правообладатели товарных знаков часто обращаются к вам за помощью?

— Да. Недавно мы работали с футбольным клубом «Зенит», с известной спортивной фирмой «Найк»: изымали в торговых точках продукцию с их фирменными знаками, отправляли на экспертизу и, если выявлялась подделка, дела шли в суд. Нарушители авторских прав оштрафованы, товар конфискован и отправлен на утилизацию. Сейчас идет проверка по товарному знаку Луи Виттон. Сумки этой торговой марки очень дорогие и популярные, но едва ли не в каждом торговом центре мы находим по 5—10 подделок. Как правило, настоящие сумки от Луи Виттон продаются лишь в фирменных магазинах.

— С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться в работе?

— Такие проблемы надо решать на законодательном уровне. Например, по закону Санкт-Петербурга запрещена торговля с рук в неустановленных местах, но сотрудники органов внутренних дел не могут составлять административные протоколы. Эта обязанность возложена на администрации районов. Мы, конечно, работаем вместе, но представитель администрации не может все время находиться около сотрудника милиции. Правда, незаконную торговлю можно считать незаконным предпринимательством, но чтобы доказать его факт, требуется изъять большое количество товара, каковым с рук обычно не торгуют…

— Наталья Владимировна, а вам лично приходилось сталкиваться с нарушением ваших потребительских прав?

— Было дело. Однажды купила просроченный салат. Точнее, этикетка-то была нормальная, а вот содержимое баночки оказалось безнадежно испорченным. Предполагаю, что производитель переклеил этикетку. Разбираться тогда я не стала. Но с тех пор особенно внимательно смотрю на срок годности.

Беседу вела Ирина ПОЛЯКОВА
Фото автора