НЕЛЬЗЯ УПОВАТЬ НА ТО, ЧТО ГОСУДАРСТВО БУДЕТ СОДЕРЖАТЬ ЗАЩИТНИКОВ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧАТ РАЙ ПОТРЕБИТЕЛЯМ, СЧИТАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ.
Три года назад вследствие административной реформы в России была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека. Новая структура родилась путем «скрещивания» службы Госсанэпиднадзора и упраздненной Госторгинспекции. В связи с появлением нового ведомства был также ликвидирован отдел по защите прав потребителей в Федеральной антимонопольной службе. Новый орган государственного надзора, согласно замыслам авторов реформы, с одной стороны, должен был повысить эффективность надзора, с другой — снизить нагрузку с предпринимателей, недовольных дублированием функций многочисленных контролирующих и надзорных органов.
Оправдала ли себя новая схема госнадзора? Повысила ли она безопасность и качество товаров и услуг на потребительском рынке? Меньше стало нарушений и жалоб потребителей? На эти и другие вопросы главный редактор газеты «Петербургское качество» Всеволод ВИШНЕВЕЦКИЙ попросил ответить Игоря РАКИТИНА, главного государственного санитарного врача, руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу (на фото).
— Игорь Анатольевич, Роспотребнадзор недавно отметил три года со дня своего рождения. Насколько новая структура оказалась эффективнее прежней системы защиты прав потребителей, существовавшей до административной реформы 2004 г.
— Судите сами. Бывшее Управление Госторгинспекции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области насчитывало около двух десятков инспекторов. Отдел защиты прав потребителей Антимонопольного управления был и того меньше — примерно шесть человек. Сегодня штат нашего Управления составляет 712 человек, из них 41 сотрудник занимается только сферой защиты прав потребителей. Более того, сегодня специалистам из других отделов, выходящим на объекты, вменено в обязанность проверять соблюдение не только санитарного, но и потребительского законодательства. Объединение надзорных служб привело к увеличению численности проверяющих, позволило скоординировать их работу, что несомненно позволило в целом повысить эффективность контроля в сфере защиты прав потребителей. Укомплектованность Управления кадрами сегодня составляет 96%, что намного выше по сравнению со многими другими государственными ведомствами.
Например, в 2007 году Управлением проведено 2788 контрольно-надзорных мероприятий, из них 1295 — по жалобам и обращениям граждан (54,6%). Число нарушений прав потребителей, устраненных в досудебном порядке, составило 80,2%. В остальных случаях потребителям на их письменные обращения даны разъяснения.
Удельный вес нарушений прав потребителей, устраненных в ходе проверок, составил 74,1%. По фактам выявленных правонарушений в отношении предпринимателей вынесено 5968 постановлений о назначении административного взыскания, что превышает показатель 2006 года на 21%. Сумма штрафа составила 17,5 млн руб. Это на 3,8 млн руб. больше, чем в 2006 году.
Кроме того, по итогам рассмотрения дел соответствующим организациям выдано 1585 предписаний об устранении выявленных нарушений.
Да, жалоб с каждым годом становится больше. И это говорит прежде всего о том, что мы раскачали население. Потребители стали более активно защищать свои нарушенные права, они знают, куда можно пожаловаться и получить необходимую поддержку.
Также необходимо отметить, что в течение последних лет улучшается санитарно-техническое состояние предприятий, осуществляющих производство и реализацию пищевых продуктов. Растет сеть общественного питания и торговли. Имеет место положительная динамика улучшения качества и безопасности производимой на территории Санкт-Петербурга пищевой продукции.
Удельный вес проб пищевых продуктов, не соответствующих санитарным нормам, остается на стабильном уровне и ниже, чем по России, по санитарно-химическим показателям: 2007 г. — 0,09%, 2006 г. — 0,31% (РФ в 2006 г. — 4,46%); по микробиологическим показателям: 2007 г. — 2,75%, 2006 г. — 2,6% (РФ в 2006 г. — 5,88%). По показателям безопасности отечественная продукция лучше импортной, удельный вес импортной продукции, не соответствующей санитарным требованиям по микробиологическим показателям, — 3,8%, отечественной — 2,7%.
Усиление надзора привело к уменьшению числа забракованной продукции. Объем забракованного продовольствия составил в 2007 году 47 тонн, в 2006 году — более 100 тонн.
— Какие меры, на ваш взгляд, необходимо принять на государственном и общественном уровне, чтобы повысить качество и безопасность потребительских товаров и услуг?
— Необходим целый комплекс мер. Во-первых, городу необходима целевая программа по защите прав потребителей, которая уже принята и действует сегодня во многих субъектах Российской Федерации. Также Санкт-Петербург сегодня нуждается в сети информационно-консультационных пунктов, через которые потребители смогли бы получать необходимую информацию и юридическую поддержку.
Одна из мер — повышение штрафов за нарушение санитарных норм и правил, других нормативных документов. Сегодня размеры штрафов морально устарели: 2—3 тыс. на должностное лицо, 20—30 тыс. — на юридическое лицо. Размеры штрафов были установлены еще в 2001 г. и с тех пор не пересматривались. Этот раздел Кодекса об административных правонарушениях, несомненно, нуждается в пересмотре.
По существующему надзорному законодательству, которое сегодня на руку недобросовестным предпринимателям, оштрафовать нарушителя не так-то и просто. Обязательная процедура — уведомление предпринимателя надлежащим образомо предстоящем рассмотрении его правонарушения в Управлении. Пользуясь лазейками в законодательстве, нарушители часто просто отказываются расписываться в протоколе. В этом случае мы вынуждены посылать нарушителю уведомление заказным письмом на дом. А если он там не живет, хотя и прописан, уведомление до него не доходит и дело в суде разваливается!
К сожалению, сейчас, после реформы, наши полномочия в сфере государственного надзора сократились, а эффективность ослабла. Например, если раньше санитарная служба могла прекращать эксплуатацию объекта вплоть до устранения нарушений, то с 2001 года прекращение эксплуатации объекта превратилось исключительно в меру наказания, которая истекает через предусмотренное законом количество дней. То есть истек срок приостановления деятельности объекта — можно нарушать дальше, даже не исправляя предыдущие нарушения. Раньше санитарная служба никогда бы не возобновила эксплуатацию предприятия, если бы все нарушения не были устранены. Сегодня Управление имеет право приостанавливать работу объектов только до пяти дней. Больший срок может назначить только суд. Суд по закону имеет право приостановить работу объекта до 90 дней, но на практике судьи жалеют предпринимателей и назначают им наказание в виде мизерных штрафов (10 тыс. руб.).
Несовершенство нашего законодательства, либеральное отношение закона к его нарушителям негативно отражается на нашей работе. Предприниматели все чаще позволяют себе проявлять неуважение как по отношению к законодательству, так и проверяющим. То и дело сегодня мы слышим обвинения в адрес чиновников. Дескать, нормы у них надуманные и так далее. Хотя уже ни для кого не секрет, что административные барьеры давно уже спущены до нулевой отметки. А сегодня они ниже всех европейских норм. Взять хотя бы федеральный закон № 134, который защищает права предпринимателей при проведении проверок. Согласно этому документу мы не можем проверять юридические лица чаще чем один раз в 2 года, а малые предприятия первые три года после регистрации вообще не подлежат проверкам. Каждые три года такие предприниматели могут перерегистрироваться и тем самым избегать проверок.
У меня среди знакомых есть бизнесмены разной весовой категории: и крупные, и средние, и просто ремесленники. Так вот никому из них надзорные органы давно уже не мешают работать: ни санитарная служба, ни пожарные… Жалуются только на высокую аренду и непомерные налоги. Вот это им реально не дает развиваться.
Представители бизнеса давно уже перестали бояться надзорных органов. Бывают случаи, когда нарушитель закона заявляет инспекторам, пришедшим на проверку: «Если вы немедленно не уйдете, я сейчас позвоню в приемную губернатора и расскажу, как вы вымогаете деньги у предпринимателей!» Кому выгодно, чтобы не было контроля? Тому, кто не хочет, чтобы его контролировали!
Таким образом, для повышения качества и безопасности потребительских товаров необходимо, во-первых, повысить ответственность предпринимателей за нарушения законодательства, во-вторых, законодательно закрепить требования, определяющие уровень профессиональной подготовки работников, занятых в производстве и реализации потребительских товаров.
Также считаю, что необходимо разработать и принять закон Санкт-Петербурга о защите прав потребителей.
Для того чтобы безопасность и качество потребительских товаров повысилась, необходимо консолидировать усилия исполнительной, законодательной власти и общественности. Только тогда можно поставить действенный заслон фальсифицированным и контрафактным товарам.
— Привело ли, на ваш взгляд, замораживание цен на основные виды продуктов питания к снижению их потребительских свойств и уровня безопасности?
— В ходе мониторинга потребительского рынка в прошлом году мы не установили фактов снижения уровня безопасности и потребительских свойств пищевых продуктов в связи с замораживанием цен на основные виды продуктов питания.
— Какие задачи, на ваш взгляд, были решены наиболее успешно в прошлом году?
— На первое место я бы поставил неотвратимость наказания за совершенные правонарушения, поскольку за каждое выявленное нарушение нами применяются меры административного воздействия в виде штрафа.
Во-вторых, своевременное рассмотрение заявлений и обращений — в интересах граждан. Так, все нарушения прав потребителей, установленные нашими сотрудниками, были устранены в досудебном порядке.
И, несомненно, еще одно важное достижение заключается в том, что за счет проведения надзорных мероприятий нам удалось избежать массовых пищевых отравлений и инфекционных заболеваний, связанных с пищевой продукцией промышленного изготовления.
— В прошлом году было зафиксировано достаточно много жалоб на туристические услуги. Проводило ли Управление контрольно-надзорные мероприятия в этой сфере?
— Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в 2007 году проведено 83 контрольно-надзорных мероприятия по оказанию услуг при реализации туристического продукта, в том числе 50 — по обращениям потребителей.
Основные претензии потребителей заключались в неудовлетворительном оказании услуг со стороны турфирм:
- несоблюдение существенных условий договора;
- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;
- недостаточная информация о потребительских свойствах туристического продукта;
- несоблюдение сроков оформления загранпаспортов.
Кроме того, не соблюдались существенные условия договора принимающей стороной: заменялись отели, авиакомпаниями задерживались рейсы, предоставлялся автотранспорт, неудовлетворительный по техническому состоянию, отели не соответствовали заявленной категории.
В результате проведенных мероприятий нарушения были выявлены в 43 (51,8%) проверенных турфирмах, из них в 17 — при проверках, связанных с рассмотрением обращений граждан.
За установленные нарушения Управлением было вынесено 43 постановления о наложении штрафов на общую сумму 187,5 тыс. рублей.
— Расскажите подробно о судебной практике Управления в сфере защиты прав потребителей.
— Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов, в том числе Роспотребнадзора и его территориальных органов, в гражданском процессе для защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В прошлом году Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу было направлено три заявления в суд общей юрисдикции в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
Управление обратилось в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «Эльдорадо — Северо-Запад» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей его действий, связанных с продажей потребителям сертификатов Программы дополнительного сервиса и о запрещении этих действий.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07.11.2007 исковые требования Управления были удовлетворены. Действия ООО «Эльдорадо — Северо-Запад», выразившиеся в продаже сертификатов Программы дополнительного сервиса, действующих в период действия гарантийного срока, установленного изготовителем, были признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Также решением суда запрещена реализация сертификатов Программы дополнительного сервиса, действующих в период действия гарантийного срока, установленного изготовителем.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 07.11.2007 года оставило без изменения, а кассационную жалобу ООО «Эльдорадо — Северо-Запад» без удовлетворения.
Аналогичный иск был предъявлен Управлением к товариществу собственников жилья «Город Солнца». Суд признал действия ТСЖ «Город Солнца» по поставке некачественной горячей воды в отношении неопределенного круга лиц противоправными и обязал ТСЖ по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставлять жильцам горячую воду, соответствующую санитарным нормами правилам. Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 04.12.2007 года оставило без изменения, а кассационную жалобу ТСЖ «Город Солнца» без удовлетворения.
Также было направлено в суд исковое заявление в защиту неопределенного круга потребителей в связи с необоснованно завышенными сроками сезонных отключений горячего водоснабжения к ГУП «ТЭК СПб» и ОАО «ТГК-1». Но ввиду представления утвержденного администрацией Санкт-Петербурга «Плана мероприятий по сокращению срока перерывов в горячем водоснабжении в 2008— 2009 гг.» необходимость в поддержании иска отпала, так как суть дела была удовлетворена.
В прошлом году Управлением в соответствии со ст. 47 ГПК РФ и ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» было дано 5 заключений по делу в целях защиты прав потребителей.
— Каково сегодня качество атмосферного воздуха в городе?
— Удельный вес проб атмосферного воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам, в Петербурге значительно ниже, чем в среднем по РФ.
За одиннадцать лет доля проб атмосферного воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам, сократилась в 26 раз (2007г. — 0,2%; 1997г . — 5,3%). В России средний показатель за 10 лет — 5,2 %.
Согласно распоряжению от 22.12.2003г. № 67-р правительства Санкт-Петербурга для обеспечения потребностей Санкт-Петербурга в достоверной информации о загрязнении атмосферного воздуха на территории города функционирует автоматизированная система контроля и управления качеством атмосферного воздуха (система УКВ) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Автоматические станции системы УКВ функционируют непрерывно и обеспечивают регулярное получение оперативной информации об уровне загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Петербурга основными загрязняющими веществами.
Также за концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе следит ГУ «Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями».
— Какие основные задачи в сфере защиты прав потребителей поставлены перед Управлением в 2008 году?
— В этом году под особый контроль мы возьмем следующие направления:
- оказание услуг в сфере ЖКХ;
- оказание медицинских услуг;
- оказание услуг на транспорте;
- соблюдение правил розничной торговли продовольственными товарами;
- соблюдение правил торговли лекарственными препаратами;
- соблюдение правил дистанционной торговли;
- оказание услуг туристическими фирмами;
- осуществление мероприятий по контролю с целью выявления фальсифицированных и контрафактных продовольственных и непродовольственных товаров в оптовых предприятиях Санкт-Петербурга.
Также будет продолжено совершенствование судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей, за счет более действенного применения соответствующих гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции.
Не менее важная задача — осуществление тесного взаимодействия с органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными объединениями потребителей.
— Нарушались ли в последнее время ваши права потребителя? Если да, как вы их защищали?
— Случаи были, но, к сожалению, времени нет защищаться! Например, у нас в доме очень плохо течет вода. По всей видимости, кто-то из жильцов поставил насосы, которые оттягивают воду для их личных нужд. Надо бы заняться этим вопросом, но все руки не доходят.
Также по-прежнему не плачу коммунальные платежи за уборку лестницы и за содержание дома. Просто вычеркиваю эти позиции из квитанции. Плачу только за фактически оказываемые услуги. Правда, наш жилкомсервис за последний год кое-что сделал: перебрали главный электрощит, осушили подвал. Но тем не менее лестничные марши убирают все так же плохо.
— Что бы вы пожелали потребителям Санкт-Петербурга, недавно отметившим Всемирный день потребителя?
— Всем потребителям Санкт-Петербурга желаю удачных и качественных покупок и надлежащим образом оказанных услуг.
Нужно бороться за свои права. Нельзя уповать на то, что государство будет содержать защитников, которые обеспечат рай потребителям. Если люди сами себя не будут защищать, эффекта не будет.
Подготовил Всеволод ВИШНЕВЕЦКИЙ, фото автора