Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Анатолий Долицкий: «Потребители сами могут защищать свои права, если будут знать основы законодательства»

«Петербургское качество» продолжает серию интервью с главными государственными санитарными врачами районов Северной столицы. Сегодня мы пригласили к разговору начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах Анатолия ДОЛИЦКОГО.

— Анатолий Израилевич, какие глобальные проблемы вам приходится решать постоянно на вверенной вам территории?

— У всех четырех районов есть общие проблемы, требующие решения. Во-первых, это влияние крупных автомагистралей на качество атмосферного воздуха и на уровень шума. Во-вторых, организация автостоянок и парковок внутри жилых кварталов. В-третьих, проблема с возникновением стихийных свалок на незастроенных территориях. В-четвертых, содержание контейнерных площадок, своевременность вывоза мусора.

Для Пушкинского и Колпинского районов актуален вопрос качества воды. Водоемы проходят через сельскохозяйственные угодья, садоводческие объединения, по неблагоустроенным территориям районов. В устье реки Ижоры расположены здания и сооружения поселка Усть-Ижора, где нет централизованной канализации.

Специалистами территориального отдела проводится мониторинг состояния открытых водоемов районов. Результаты мониторинговых исследований направляются в администрации районов и доводятся до сведения населения. Администрациями поселков, где нет централизованной канализации, разработаны планы мероприятий по исключению загрязнения водоемов. Летом прошлого года начата очистка Колонистского пруда Пушкинского района, на берегу которого организован пляж.

Важной проблемой для всех районов, особенно для Московского и Колпинского, является влияние промышленных предприятий на среду обитания. С целью исключения вредных выбросов, негативно влияющих на здоровье населения, по нашему требованию большинство предприятий разработало проекты санитарнозащитных зон. В таких зонах полностью отсутствуют или сведены к минимуму факторы, вредные для здоровья людей. Эти зоны организованы на ОАО «Силовые машины» — Московский район, ОАО «Юниливер СНГ» — Фрунзенский район, ОАО «Слюдяная фабрика» — Колпинский район, «БСК — 335» — Пушкинский район.

С 2007 года в районах Территориального отдела, как и во всем городе, проводится большая работа по реализации государственного национального проекта «Здоровье» по защите населения от инфекционных заболеваний.

Уже сейчас мы можем говорить о результатах: снизилась заболеваемость вирусным гепатитом В и краснухой, не регистрируются диагнозы «корь» и «полиомиелит». Кстати, сейчас, в период ОРВИ и гриппа, руководители фирм тоже должны участвовать в мероприятиях по защите работающих от заболеваний: приобретать средства вакцинопрофилактики и организовывать проведение прививок. Каждый год весной и летом горожане посещают парки Пушкина и Павловска. И каждый год мы регистрируем случаи укусов иксодовых клещей, которые иногда приводят к клещевому энцефалиту и боррелиозу.

Проблемной является и территория Южного кладбища. Важным моментом в профилактике данных заболеваний является борьба с переносчиком — обработка территорий специальными средствами от иксодовых клещей. Поэтому территории, подлежащие обработкам, мы определяем ежегодно, следим за их своевременностью. В результате в последние годы имеет место снижение числа пострадавших от укусов клещами на этих территориях более чем в два раза.

— На что чаще всего жалуются горожане?

Если посмотреть статистику 2007 года, то тогда на горячую линию позвонили 1118 человек. Это почти на четверть меньше, чем в 2006 году.

А вот причины обращений почти не меняются. Больше половины нареканий горожан связаны с состоянием жилищного фонда, много жалоб на затопленные подвалы, несвоевременный вывоз мусора, наличие грызунов. Мы постоянно координируем мероприятия по дератизации зданий и территорий районов. В настоящее время проводятся мероприятия в рамках осеннего периода сплошной дератизации.

Обращаются жители и по поводу качества воды в квартирах, особенно горячей. Мы отбираем пробы, проводим лабораторные исследования. Неудовлетворительное качество воды связано с изношенностью труб разводящей сети. В соответствии с предписаниями об устранении выявленных нарушений, организациями, обслуживающими жилые дома, проводится комплекс мероприятий по промывке и, в случае необходимости, замене внутридомовых сетей.

Следует также отметить, что немалое количество жалоб поступает на магазины, реализующие технически сложные товары бытового назначения.

К сожалению, бывает,что продавцы предприятий умышленно вводят в заблуждение покупателей относительно потребительских свойств товаров, не разъясняют условия подключения техники, правила эксплуатации изделий, условия гарантийного ремонта, не предоставляют необходимую информацию на русском языке.

Следует знать, что согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар аналогичной марки (или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены) в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

Кроме того, потребители жалуются на нарушение правил продажи продовольственных товаров, на нарушение прав потребителей при продаже мебели, на оказание услуг в сфере ЖКХ.

Из поступающих в наш адрес жалоб от населения на качество обслуживания можно выделить ряд объектов, работа которых вызывает наибольшее количество нареканий. Один из них — Торговый центр «Мебельный континент», находящийся на территории Московского района, в котором свыше 150 предприятий осуществляют свою торговую деятельность по продаже мебели по образцам. При проведении 9 мероприятий по контролю по письменным жалобам граждан установлено, что некоторые предприятия этого Центра при заключении договоров с потребителями нарушают сроки изготовления, поставки мебели, не выплачивают неустойку за задержку исполнения условий договора купли-продажи, изделия не удовлетворяют по качеству исполнения. К ним применяются меры административного характера, предусматривающие применение штрафных санкций.

Поясняю, что в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки от 3 до 10 дней (в исключительных случаях до 20 дней) для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия сее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Участились обращения граждан по поводу неудовлетворительного оказания услуг предприятиями бытового обслуживания. Так, поступило несколько жалоб от потребителей на фитнес-центр в ТК «Питер» Московского района. С заявителей при заключении договоров взималась абонентская плата за услуги бассейна, фактически услуга не оказывалась, так как бассейн не работает. Материалы проверки переданы в прокуратуру района для принятия мер прокурорского реагирования.

В этом году также были установлены нарушения в двух туристических фирмах Московского района. При заключении договоров на организованный детский отдых за границей без сопровождения взрослых в информационных листках родителям не предоставлена информация об адресах и телефонах органов государственной власти, дипломатических представительств, консульских учреждений; не указаны телефоны и ФИО ответственных сотрудников принимающей стороны; в договора включаются условия, ущемляющие права потребителя, а именно включено условие оплаты услуг турфирмы заказчиком (туристом) при отказе от путевки. Должностные лица предприятий привлечены к административной ответственности в виде штрафа, им выданы предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

— Какие наиболее типичные нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ?

— Нарушения, допускаемые организациями, оказывающими услуги ЖКХ, выражаются в несоблюдении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., а именно:

непредоставление коммунальных услуг надлежащего качества;

неправильный расчет оплаты за коммунальные услуги;

непредоставление потребителю информации об исполнителе, порядке и форме оплаты коммунальных услуг, размерах тарифов и надбавок к тарифам на коммунальные услуги;

отказ исполнителя услуги предоставить потребителю сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг и т. д.

Так, например, нам поступила жалоба потребителя на неудовлетворительное оказание услуг по проведению сантехнических ремонтных работ в квартире. При проведении проверки ОАО «Жилкомсервис № 2» Московского района установлено, что до потребителя своевременно не была доведена информация о стоимости услуг ремонта, не предъявлены по его требованию документы, подтверждающие стоимость материалов, необходимых для ремонта. За допущенные нарушения ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» юридическое лицо ОАО «Жилкомсервис № 2» было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.

Во многих случаях граждане могут защитить самостоятельно свои нарушенные права. Для этого им необходимо знать основы отечественного законодательства в этой сфере: Закон «О защите прав потребителей», Правила продажи отдельных видов товаров, выполнения работ и оказания услуг. Знание этих нормативных документов придаст уверенность при покупке товара или заказе услуги.

Потребитель должен знать, что он имеет право предъявить требования в свою пользу по своему выбору: либо по месту покупки товара (местонахождению предприятия, оказывающему услуги), либо по своему месту жительства.

Вопросы задавала Ирина СОКОЛОВА