Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

№ 12 (156) / 16-30 июня

Бракодел платит дважды

Мебель создает особую, неповторимую атмосферу жилища. Кроме практической пользы она доставляет эстетическое удовольствие. Но нередко - и неприятности, источником которых являются ее изготовители. Кухонные гарнитуры, диваны, шкафы подчас собираются наспех, непрофессионально, без учета требования стандартов, да и правила транспортировки нередко нарушаются…

ООО «Руки-крюки»: мы «уделаем» вашу мебель
- Больше всего потребители жалуются на плохое качество кухонных гарнитуров, - говорит директор Центра экспертиз и контроля качества мебели Сергей Гущин, - хотя они стоят немалых денег и выполняются на заказ.

В Центр обратилась г-жа Черняк с просьбой провести экспертизу 20-секционного кухонного гарнитура, который для нее изготовило ООО «Палатин». Она заплатила за него 167427 рублей. Специалистами Центра было выявлено множество нарушений: дверцы рассохлись, ручки закреплены непрочно, во всех секциях - сколы, возникшие при заворачивании шурупов, верхний ящик не задвигался, а остальные установлены с перекосом, неправильно смонтированы сетчатые элементы для сушки посуды, не защищена выступающая часть торца столешницы, и многое другое...

ООО «Палатин» принимал жалобы заказчицы, но ничего не отвечал. Потребительница обратилась в суд, который вынес решение о взыскании с исполнителя заказа 259 797 руб. Эта сумма сложилась из нескольких составляющих: набежавшие пени (100% от стоимости мебели), возмещение морального вреда (10 тыс. руб.), расходы на экспертизу, судебные издержки.

Нечто похожее произошло и с г-жой Шинкевич. Она заказала кухонный гарнитур в ООО «Дельта» и заплатила за него 48 900 руб. Мебель была доставлена с многочисленными дефектами, некоторые детали - поддон для сушки посуды и заглушки на головках стяжки - вообще отсутствовали. Мебельщики

Сергей Гущин, директор Центра экспертиз и контроля качества мебели

также «забыли» сделать вырез в дне шкафа для вентиляции и нанести защитное покрытие на кромки съемных полок. А еще на мебели «красовались» царапины и выступающие головки шурупов.

После длительных разбирательств суд постановил взыскать с ООО «Дельта» в пользу истца 61 510 руб. И это еще не все. Компания также была оштрафована за то, что не удовлетворила требования потребителя в досудебном порядке. Штраф этот составил половину цены иска.

Юридические фантазии
Помимо вышеописанных нарушений, совершенных изготовителями и продавцами, потребители еще и не получали от них всех необходимых документов: актов о выполненных работах, инструкций по эксплуатации и уходу за мебелью, маркировочных ярлыков. А в одном из договоров, заключенных заказчиком и исполнителем, последним были прописаны условия, противоречащие законодательству: «… при невыполнении фирмой условий заказчику выплачиваются пени в размере 0,1% от суммы предоплаты за каждый день просрочки, но не более 10% от общей стоимости заказа».

- Это форменное нарушение закона! - комментирует Сергей Гущин. - Пеня взимается в размере не 0,1%, а 3%. И предел - не 10% стоимости заказа, а его полная стоимость. Так четко сказано в статье 28 Закона «О защите прав потребителей».

В суде исполнители заказа наивно утверждали: раз, мол, покупатель подписался под такими условиями, значит, он с ними согласен. Но не учли
главного - норма закона всегда имеет приоритет перед чьей-либо подписью.

Мягко стелют,
да жестко спать

На втором месте по жалобам стоит мягкая мебель. Потребители получают изделия со слабой натяжкой ткани, или она оказывается не того цвета, а иногда и протертой.

Подобные дефекты были обнаружены на угловом диване-кровати, который г-жа Полякова изготовила на заказ в ЧП «Никишин». Помимо всего прочего, чехол на сиденье не был натянут, виднелись морщины, которые не исчезали после разглаживания рукой. Экспертиза также обнаружила, что углы у декоративных подушек висели, так как в них отсутствовал наполнитель.

К счастью для покупательницы, ее претензии были удовлетворены в досудебном порядке. И несмотря на то что цена покупки немалая - 12 тыс. руб., предприятие, учитывая стоимость экспертизы, неустойку и цену дивана, выплатило ей 29 070 руб.

С жалобами на недостатки изделия в Центр экспертиз обратилась и г-жа Никитина, купившая диван и два кресла в мебельном центре «Грэйт», заплатив 49 594 руб. Представители магазина не стали упрямиться и за свой счет исправили незначительные дефекты прямо в ходе экспертизы.

Казалось бы, молодцы продавцы - не стали гонять покупателя по инстанциям, а сразу же удовлетворили его претензию. Но сможет ли владелец по-настоящему расслабиться на этом диване или кресле, вспоминая «сладкие» моменты разборок с магазином?

По словам директора Центра экспертиз и контроля качества мебели, до 80% жалоб покупателей удовлетворяются в досудебном порядке. Оно и понятно: доводить дело до суда - себе дороже. Так что, господа производители, будьте очень внимательны, изготавливая мебель!

Анна БОНДАРЕНКО
Фото автора